В этом уроке мы расскажем вам о том, с чего, собственно, начинается вышивание крестиком. Вы найдете ответы на вопросы: какой бывает структура тканей для вышивания; как правильно располагать иглу; как выполнять одинарный крест. А еще попробуем вместе вышить маленький кусочек полотна.
Вышивка крестиком давно стала одним из самых популярных женских хобби. При этом многие хэндмейдеры считают, что такая вышивка — не самое креативное занятие. Схема есть, технология проста и понятна, результат заранее известен. К тому же наборов для вышивки крестиком тысячи, и там уже и канву с нитками нарезали, и иголочку вложили. Но любая вышивальщица скажет вам, что креатив — это КАК, а не ЧТО. Вышивка крестом — это одновременно и квест, и паззл. Откуда начать, куда и каким путем идти, сколькими цветами одновременно работать, озаботиться ли идеальной изнанкой? А с паззлами вышивку роднит то особое удовольствие, когда рисунок начинает проявляться из ниоткуда; недаром многие вышивальщицы фотографируют стадии вышивки. Готовая работа вполне может оказаться им не особенно интересна: я, например, похваставшись результатом онлайн и оффлайн, сворачиваю вышитую картину в рулончик или складываю в папку и забываю о ней.
Рано или поздно работать с готовыми наборами становится уже не так занимательно, как раньше. Многочисленные схемы для вышивки в Интернете, тематические журналы по вышиванию крестиком, подсмотренные у друзей дизайны… И вот тут-то мы сталкиваемся с необходимостью самостоятельно выбирать все то, что в наборе получали «на блюдечке». От выбора голова идет кругом, и хочется найти какую-то точку опоры. Попробуем разобраться, что к чему (и как не потратить весь семейный бюджет).
Вот магазин «Всё для рукоделия». Всё?! Лично у меня уже давно подобраны нитки под большую работу, но они лежат без толку — потому что, как выяснилось, понятие «ВСЁ» не включает в себя нужный оттенок и каунт голубой канвы. К тому же в «магазинах шаговой доступности» (и, чего греха таить, в некоторых сетевых магазинах для творчества) продавцы фактически не в теме, а ассортимент — никакой. Помнится, в свое время, когда в России открылись фирменные магазины Burda, в них стояли огромные очереди. Там не было мулине DMC, но зато были отлично подготовленные продавцы, которые могли вытащить откуда-то из-под прилавка маленькую книжечку и потратить полчаса на то, чтобы помочь перевести нумерацию цветов из одной системы в другую. Сейчас я почти не знаю таких мест! В ответ на молитвы и проклятия вышивальщиц, схемы стали печататься сразу с несколькими цветовыми системами.
Открою вам страшный секрет — в краткосрочной перспективе купить набор дешевле. Например, для работы средней сложности примерно 20×30 см скорее всего понадобится около 30 цветов (если брать привычное DMC, моточек обойдется примерно в 45-50 рублей). Умножаем на 30 и получаем полторы тысячи (только за нитки!) Да, вы можете сказать, что нитки у вас все равно останутся — но если вышивание не входит в число ваших ежедневных занятий, еще неизвестно, когда эти цвета вам снова пригодятся. Дальше, канва. На работу такого размера у вас уйдет канва от 70-100 до 300-400 рублей.
Отсюда, наш первый совет. Подумайте, насколько вы зависите от крестиков и стоит ли начинать путь длиною в жизнь. Все мои знакомые собирают коллекции схем, вожделенную полную карту цветов и накапливают кусочки канвы всевозможных фактур и оттенков.
Нитки
Вышивальщицы вышивают мулине. Мулине — это такая нить из хлопка, чаще египетского, которая, в свою очередь, разделяется на 6 тоненьких ниточек. Обычно мулине продаются в мотках по 8 или 10 метров, и на каждом мотке написан номер, обозначающий оттенок в карте цветов конкретного производителя. Большинство журнальных схем снабжены расшифровкой в нескольких системах, и в России это обычно DMC, Anchor, Madeira и Gamma. По опыту скажу, что покупать нитки на одну работу от разных производителей — идея не лучшая: как и иностранные языки, цветовые системы не переводятся друг в друга «дословно».
Отсюда наш второй совет. Выбирайте систему как спутника жизни — она с вами надолго.
Пример цветовой карты ниток Anchor
Идеальное мулине не красится, не имеет фабричного брака в виде утолщений или узелков, не мохрится во время работы, не скручивается в жгут через каждую пару стежков, стоит недорого, есть во всех магазинах и имеет 500-600 оттенков. Скажу сразу: такого не бывает!
Ближе всего к идеалу — нитки DMC (их основной недостаток — высокая цена). Это старейший производитель мулине в мире: фирма была основана аж в 1746 году, а мулине начали делать в 19 веке. Сейчас все производится в Китае, но «made in China» на качестве не сказывается. Мулине DMC — это роскошная карта порядка 600 цветов основной гаммы плюс затейливые дополнения в виде флюоресцентных, меланжевых, металлизированных и «винтажных» (цвета а-ля натюрель) ниток. DMC можно относительно легко найти в большинстве рукодельных магазинов, кроме самых маленьких и бюджетных. Развита торговля через Интернет, где некоторые поставщики продают мулине DMC почти что по оптовой цене.
Нюансы: мулине DMC гладкое, шелковистое, не склонное к скручиванию, хорошей плотной прокраски. Оттенки одного и того же номера минимально различаются в разных партиях. При работе тонкими иглами на каунте 16-18 перетирание нитей происходит достаточно быстро. Важно: не теряем бумажечки с номерами — восстановить номер мотка по оттенку крайне тяжело.
Фирма дает почти вековую гарантию на отсутствие выцветания. Не знаю, так ли это на самом деле — я еще столько не прожила.
Anchor — ближайший аналог DMC на нашем рынке. Его добыть гораздо труднее, но он часто включен в английские наборы. Могу сказать, что сами оттенки Anchor мне зачастую нравятся даже больше, чем DMC, потому что цвета очень чистые, сочные и при этом довольно «сложные» — особенно хорошо смотрятся с ними винтажные схемы. Как и DMC, Anchor недешев. В целом же плюсы и минусы этих брендов между собой схожи.
Madeira — исторически первые нитки, которые вышли на российский рынок, и Burda торговала именно ими. Сейчас их может быть несколько сложнее найти, чем DMC, но если поблизости есть фирменный магазин «Золотого Руна», Мадейра там будет. Большинство наборов «Золотого Руна» также комплектуются этим мулине. У Мадейры нестандартная упаковка спиралью в плоском пакетике, по 10 метров, так что ее больше, чем DMC и Anchor — у тех по 8 метров.
Нюансы: Мадейра кажется более матовой (и мутноватой) и — по субъективному ощущению — толще и жестче, чем Anchor и DMC. Лично у меня Madeira в процессе вышивки быстро разлохмачивается и даже рвется (может быть, потому, что я очень быстро вышиваю). При всем вышеперечисленном, Madeira — вовсе не бюджетное мулине.
…Лично я — вышивальный сноб. Если уж и тратить месяцы жизни на серьезный проект, я не хочу сначала долго мучиться с путающимися нитками или несовпадающими оттенками, а потом грустить над выгоревшей или вылинявшей картиной. Поэтому бюджетные виды мулине я опишу скорее для справки. Мне почти не случалось работать с мулине Гамма, но большинство моих знакомых утверждает, что из дешевых ниток это самые лучшие. Для их изготовления сейчас тоже используется египетский хлопок, у них достаточно большая карта цветов, и она более или менее подогнана под стандартные европейские карты. Учитывая, что мулине Гамма стоит в два раза дешевле DMC, это отличный вариант.
Гамма быстро обогнала по популярности мулине «Киров», одним из серьезнейших недостатков которого является ограниченная цветовая гамма. Из «новых» лидеров бюджетного сегмента отметим китайское мулине Bestex, старательно мимикрирующее под DMC (но у меня нет желания проверять, что будет с вышитой работой через пару лет).
За последнюю четверть века на российском рынке появлялись и ичезали (и могут вам попасться) нитки мулине таких брендов, как Mayflower, Presencia, Ariadna, Rosace, Sullivan и др. Может, они и не хуже лидеров рынка, но если серьезно заниматься вышивкой, я не вижу большого смысла покупать их. Полную карту вы все равно не соберете, найти их в продаже трудно, и большинство создателей схем и программ не берут их в расчет.
Совет номер три. Безымянные китайские производители (без маркировок, дешевые) нас вообще интересовать не должны. Брать такое мулине для вышивки — это сэкономить рубль и потерять сто.
Совет номер четыре: выбор бренда мулине всегда связан с назначением конкретной работы. Если Вы вышиваете картину под стекло или открытку, можно спокойно сэкономить, купив Гамму, Киров или Bestex. Если же это нечто более функциональное (подушка, полотенце, скатерть, декор одежды…), я советую ставить на более дорогие бренды — они лучше выдерживают нагрузки и периодические стирки.
Совет пятый. Решили экспериментировать — отшейте пробник и постирайте его. На пробники лучше брать синий, черный, красный, зеленый цвета (самые насыщенные и нестойкие). Возможно, стойкость красителя — вообще самый главный показатель качества ниток, потому что волокно сейчас почти у всех одинаковое.
…Букв много, но на практике все не так страшно. Как только Вы сделали выбор в пользу какого-то бренда, выписали номера и закупили нитки — полдела сделано. Теперь вопрос: на чем вышивать? О тканях для счетной вышивки — вторая часть нашего обзора.
Структура ткани
Особая выделка полотна "Аида", образующая отчетливые квадраты, позволяет с легкостью просчитывать нити, а небольшие отверстия в углах квадратов облегчают проведение иглы.
Льняное (или хлопчатобумажное) полотно с равномерным переплетением нитей также используется для вышивания крестиком. Как видно на рисунке, довольно разреженная структура ткани позволяет без труда просчитывать нити.
Положение иглы
При вышивании крестом стежки одного крестика выполняются исключительно в одном квадрате. Игла при этом находиться в вертикальном положении по отношению к полотну (острие обращено вверх или вниз).
На образцах тканей, приведенных в увеличенном виде, хорошо видна структура ткани и положение иглы.
Выполнение одинарного крестика
Крестик образуется в результате двух диагональных стежков, которые выполняются в одинаковой последовательности на протяжении всей работы. Вначале кладется диагональный стежок слева направо (нижний), а затем - диагональный стежок справа налево (верхний). На рисунке слева кружком отмечен один квадрат ткани "Аида".
Вышивание по ткани "Аида" четным количеством нитей
Техника вышивания крестом зависит не только от структуры используемой ткани, но и от количества нитей - четного или нечетного. На этой странице мы расскажем Вам, как начать вышивание крестом четным количеством хлопчатобумажных нитей мулине, а именно в два, четыре и т. д. сложения.
1. Вденьте в иглу нити, число которых в два раза меньше того, которым будет выполнятся вышивка, и введите иглу в ткань с лицевой стороны работы в точке перекрещивания нитей, образующих нижний левы угол квадрата.
2.Потяните нить так, чтобы вынуть ее из иглы.
3.Вденьте в иглу оба конца нити, удвоив ее таким образом и закрепив на ткани.
4. Приступите к выполнению нижнего диагонального стежка в одном квадрате полотна.
Вышивание по льняному полотну четным количеством нитей
Определите количество нитей полотна (как по ширине, так и по высоте), на котором будет выполняться крестик. На рисунке внизу представлено вышивание крестом на квадрате из трех нитей ткани по ширине и по высоте.
1. Вденьте в иглу нити, число которых в два раза меньше того, которым будет выполняться вышивка, и введите иглу в ткань с лицевой стороны работы в точке перекрещивания двух нитей первого квадрата.
2. Потяните нить так, чтобы вынуть ее из иглы, вденьте в иглу оба конца нити, удвоив ее таким образом и закрепив на ткани. Приступите к выполнению нижнего диагонального стежка.
Вышивание по ткани "Аида" нечетным количеством нитей
Здесь мы расскажем Вам, как начать вышивание нечетным количеством нитей по ткани "Аида" ирисом №5 и №8 или хлопчатобумажными нитками для вышивания (либо хлобчатобумажными нитками мулине в одно сложение по тонкому льняному полотну).
1. Вденьте нити в иглу, выполните стежок справа налево, проведя иглу под двумя вертикальными нитями квадрата полотна "Аида" и снизу вверх под двумя горизонтальными нитями следуещего квадрата ткани.
2. Повторите подобные стежки (под двумя вертикальныминитями квадрата и под двумя горизонтальными нитями), как минимум, на трех квадратах полотна "Аида".
3. Введите иглу в верхнее левое отверстие последнего квадрата и выведите через нижнее правое.
4. Затяните нить таким образом, чтобы скрыть ее начало под нитями первого квадрата, после чего выполните нижний диагональный стежок крестика.
Вышивание по льняному полотну нечетным количеством нитей
Определите количество нитей полотна (как по ширине, так и по высоте), на котором будет выполняться крестик. На рисунке внизу представлено вышивание крестом на квадрате из трех нитей ткани по ширине и по высоте.
1. По лицевой стороне работы выполните наметку под нитями, соответствующими трем крестикам. Выведите иглу под перекрещивающимися нитями в левом нижнем углу.
2. Затяните нить таким образом, чтобы скрыть ее начало под первым наметочным стежком, затем выполните нижний диагональный стежок, захватив указанное количеств нитей.
Продолжение работы
А теперь попробуем вместе вышить крестом небольшой участок полотна. Как вы могли заметить, игла с острием, обращенным вверх или вниз, все время находится в вертикальном положении, сохраняя на протяжении ряда одно и то же направление. Каждый стежок захватывает один квадрат ткани "Аида" или одинаковое количество нитей по ширине и по высоте льняного либо хлопчатобумажного полотна.
1. Выполните первый ряд слева направо: острие иглы направлено вниз.
2. Выполните второй ряд справа налево: игла меняет направление, ее острие направлено вверх.
3. При выполнении последнего стежка второго ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда.
4. Продолжите таким же образом до заполнения желаемого участка, после чего верхними диагональными стежками покройте справа налево последний из выполненных рядов.
5. При выполнении последнего стежка ряда поверните иглу для выполнения следующего ряда.
6. Продолжите таким же образом до покрытия всех рядов верхними диагональными стежками.
Закрепление конца нити
По завершении вышивки выведите иглу на лицевую сторону работы и проведите ее под последними вышитыми крестиками (см. рис.1). Отрежьте оставшуюся часть нити (см. рис. 2).
Маленькие хитрости ровных крестиков.
Сегодня я бы хотела поделиться маленькими хитростями, которые помогают мне в вышивании.
Скорей всего, кто-то из вас слышал об этих способах, а может, кто-то применяет на деле.
Я надеюсь, что для кого-то эта информация окажется полезной.
Первый способ вышивания ровных крестиков называется «railroad» («Железная дорога»). Весь секрет заключается в том, чтобы прежде чем вколоть иглу с ниткой в канву, сначала в нужном направлении, на клеточку канвы выкладывают нить, придерживают ниточку слегка пальцем, а иголкой прокалывают между двумя нитями (как между рельсами) и потом только в дырочку канвы. Этот приём хорош, когда вышивают в две нити.
Когда надо вышивать нитями в несколько сложений, удобно использовать нитяной контроллёр («trolley needle thread controller»)
Они бывают металлическими и деревянными. Деревянный выглядит как маленькое веретено.
Я пользуюсь металлическим и на фото сей процесс выглядит так:
Когда нить затягиваю, немного регулирую натяжение — делаю петлю то больше, то меньше и ниточки выстраиваются в ряд — стежок ложится ровнее.
Вот такие маленькие хитрости ровных крестиков
Источник →
Шов "козлик"
Один из вариантов «бархатного шва». Шов выполняют по следу двух выдернутых нитей ткани. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани. Стежки шва располагают слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. Это льняные, полу-льняные (суровые, белые и цветные), ткани маркизет, рогожка, штапельное и шелковое полотно, редина (редкая ткань из льняных крученых ниток).
Двойной или "болгарский" крест
Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых и вышивается последовательно.
|
Первый стежок выполняют по диагонали снизу слева вверх направо, |
|
второй - по горизонтали справа налево, |
|
третий - по диагонали сверху слева вниз направо и |
|
четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх. |
Иглу с ниткой выкалывают на лицевую сторону в правом верхнем углу клетки.
Начиная вышивать второй крест (рис. в), первый стежок располагают по диагонали сверху слева вниз направо, а последний (вертикальный) сверху вниз. Следовательно, если необходимо вышить ряд крестиков, все нечетные из них будут выполняться, как показано на рис. а, в все четные, как показано на рис. в.
Двойной крест можно вышивать по рисовке, но легче - по счету нитей. При этом для крестика отсчитывают по утку и основе четное число нитей.
В художественной вышивке для выполнения картин, подушек и т.п., чаще используют другую технику выполнения двойного креста. Такой крест еще называют "болгарским".
|
Сначала выполняется крест из двух стежков по диагоналям клетки. |
|
Затем, поверх этого креста, выполнятся стоячий крест из двух прямых стежков. |
После выполнения двойного креста, иголка выкалывается в в углу клетки и можно выполнять следующий двойной крест.
"Болгарский" крест очень удобно применять в тех работах, где много цветов и цветные участки имеют различную конфигурацию и расположение на поверхности ткани. При вышивании, можно сначала выполнять один или два стежка (по диагонали), двигаясь по горизонтали или вертикали, а также «отходя» в сторону от данного цветного участка, а затем, возвращаясь в исходную точку, дополнять крест еще двумя (прямыми) стежками.
Крест с горизонтальными стежками на изнанке
Вышиваем справа налево. На изнанке стежки образуют две горизонтальные линии. Верхняя линия выглядит как прямая строчка с длиной стежков в две нитки, нижняя - как стебельчатый шов, стежки которого вдвое длиннее верхних (в четыре нитки).
Техника исполнения:
Иголку выводим с изнанки на лицевую сторону на две нитки левее от точного начала рисунка. Отсчитываем две нитки вправо и две нитки вверх и введем иглу с лицевой стороны на изнаночную (первый стежок). Отсчитываем две нитки влево и выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую. Отсчитываем две нитки вниз и две нитки вправо - кладем второй лицевой стежок. Таким образом, мы вышили первый крест. от места первого прокола иглой отсчитываем две нитки влево, выводим иглу с изнаночной стороны на лицевую, затем вводим иглу в левую верхнюю точку вышитого креста, отсчитываем две нитки влево, выводим иголку с изнаночной стороны на лицевую и вкалываем её в левый нижний угол вышитого креста. Все верхние лицевые стежки крестов лежат в одном направлении - слева направо.
Стебельчатый шов
Этот украшающий шов выполняется слева направо с отсчетом ниток ткани по прямой или в разных направлениях в зависимости от переведенного рисунка. Стебельчатым швом вышиваются так называемые детские узоры - фигурки, зверюшки, цветочки и т. п., кроме того, он часто используется для усиления контуров рисунка. Стебельчатый шов выполняется двумя способами:
Первый способ:
Шьем по прямой линии, т. е. иглу выводим всегда очень близко от предыдущего стежка. Выкалываем иголку с изнаночной стороны на лицевую, горизонтально наберем две нитки, шьем первый стежок, это значит, что иглу выводим там, где был сделан первый прокол (откуда выходит рабочая нить). Для облегчения работы и для того, чтобы лицевые стежки ложились в одном направлении, придерживаем рабочую нитку большим пальцем левой руки. Наберем на иголку четыре нитки, выкалываем там, где кончается первый стежок, рабочую нить под большим пальцем отпустим и затянем. Лицевые стежки должны ложиться равномерно, наклонно слева направо. На изнаночной стороне стежки ложатся ровной красивой строчкой.
Второй способ:
Иглу вкалываем в нижний уровень стежка, а выводим в верхнем уровне. Таким образом, стежки ложаться с большим наклоном, а сам шов получается более объемным.
"Косичка"
Если вышивать каждый следующий ряд в обратном направлении, то получаем красивый узор в виде "косички".
Натяжение вышивки в домашних условиях
Источник →