Так скучаешь порой по зелени,
что самое время позаботиться хотя бы о комнатных цветах.Ведь нередко они
стоят в грубых и некрасивых горшках. Давайте поместим их в декоративные
керамические вазы — кашпо. Это слово в буквальном переводе с
французского означает «спрятать горшок». Займемся же этим. А
воспользовавшись специальными приспособлениями, разместим цветы не
только на окне, но и на светлой стене, а те, что не нуждаются в ярком
свете, даже в глубине комнаты.
Словом, сделаем в своей квартире своего рода оранжерею.
Для подставок используют разнообразные материалы и различные
технологии, например, макраме. Но едва ли не самый доступный материал —
обычная стальная проволока. При хорошем вкусе и умении из нее можно
изготовить подлинно художественные изделия. Посмотрите на подставки,
выполненные известным художником В. Цигалем (рис. 1), и убедитесь сами.
Обрабатывается проволока на редкость просто. Она легко гнется, паяется,
сваривается, склепывается... Да и найти ее обычно особого труда не
составит.
Стальная проволока обычно бывает четырех видов: черная (без покрытия),
луженая (покрытая оловянно-свинцовым припоем), оцинкованная (с
электрохимическим цинковым покрытием) и биметаллическая (с вакуумным
напылением меди, латуни или других металлов). Подойдет любая. Но
заметим, что стальная проволока с покрытием, как правило, легко паяется
припоями марки ПОС обычным паяльником даже с канифолью. А вот для пайки
стальной черной проволоки приходится в местах будущих соединений
предварительно ее залуживать, прибегать к кислотным флюсам.
Добытая проволока вряд ли будет иметь товарный вид, но это не страшно.
Если на ней нет глубоких раковин и ложбинок, она вполне подойдет. Надо
только предварительно выровнять ее и распрямить или, как говорят
специалисты, отрихтовать.
Для рихтовки обычно используют волочильные приспособления — прямилки и
фильеры. Их легко изготовить самим из дерева. Прямилку (рис. 2а)
сделайте из бруска, набив в два ряда гвозди. Проволоку, имеющую мелкие
изгибы, в несколько приемов протягивают через это незатейливое
приспособление. А окончательно рихтуют с помощью фильеры (рис. 2 б). Это
столь же несложный инструмент, состоящий из фанерной дощечки толщиной
10. ..20 мм, в которой просверлено отверстие нужного диаметра. Проволоку
закрепляют с концов, пока сильно не натягивая, между двумя неподвижными
опорами, а затем несколько раз вдоль с усилием проводят дощечку.
Фильеру держат под некоторым углом к натянутой проволоке, что в конце
концов позволяет получить ее ровной как струна.
Будьте осторожны и внимательны, особенно при рихтовке волочением.
Вытягивая кусок проволоки из большого мотка, помните, он может
спружинить и нанести травму. Лучше не торопиться, спокойно распутать
узлы либо разрубить на части. И уж, конечно, «зрителей» с рабочего
места надо удалить. Набор инструментов для дальнейшей работы невелик.
Чтобы гнуть материал, применяют круглогубцы, плоскогубцы и пассатижи.
Особо толстую проволоку сгибают в тисках, применяя при необходимости
молоток или киянку. Кусачками или большими бокорезами нарезают
заготовки нужной длины. Толстую проволоку надпиливают ножовкой или
трехгранным напильником, а потом переламывают. Острые концы в местах
излома закругляют напильником, чтобы избежать травм.
Элементы изделий соединяют сварной, пайкой или заклепками. Лучший вид
сварки — точечная, сделать аппарат для нее можно и самому. Оснастка для
точечной сварки несложна: понижающий (сварочный) трансформатор, два
электрода из красной меди и ряд второстепенных деталей.
Паяют стальную проволоку преимущественно легкоплавкими припоями марки
ПОС. Флюсом служит'так называемая «паяльная кислота» — хлорид цинка
(хлористый цинк 2пС1;). Его можно получить при взаимодействии
металлического цинка с разведенной водой соляной кислотой. Флюс
позволяет хорошо залудить места будущих спаев. Но он довольно агрессивен
и впоследствии способен «разъедать» паяное соединение. Поэтому сразу же
по еле лу женил нужно подержать это место под проточной водой, а затем
тщательно промыть посуду мыльным раствором с обильной пеной, пользуясь
губкой, или мочалкой.
Собственно пайку ведут, используя уже бескислотный флюс, например,
канифоль, флюс КЭ (15...28%-ный раствор канифоли в этиловом спирте) или
глицерино-канифольный флюс (канифоль — 6%, глицерин — 14%, этиловый
спирт (или денатурат) — остальное). Наиболее прочное соединение дает
припой ПОС-60, чуть слабее — ПОС-50, еще более слабое — ПОС-40. Иные
марки припоя применять не рекомендуем, поскольку одни непрочны, а другие
чересчур дороги.
Чтобы место спая было прочным, его желательно усилить одной или
несколькими заклепками, головки которых утоплены «впотай».
Воспользуйтесь стальными, сделанными из гвоздя, а если найдутся —
медными. Медь не будет образовывать со сталью (точнее, с железом)
нежелательную гальванопару, если наружные части заклепки полностью
покрыть припоем. Ржавления соединения не произойдет, даже если на него
попадет вода при поливе цветов, а лакокрасочное покрытие вдруг
отслоится.
Заклепки можно применять и без пайки. Желательно, чтобы с обеих сторон
они были скрыты. Для этого в соединяемых деталях отверстия
раззенковывают. Окончательно заклепки маскируют лужением или с помощью
нитрошпаклевки.
Когда все соединения готовы, их тщательно зачищают сначала напильником, а
потом, шкуркой. Особое внимание надо обратить на выступающие
проволочные концы подставок: они ни в коем случае не должны иметь острых
режущих кромок.
Красят цветочные подставки в соответствии с художественным замыслом. Они
могут быть настенными, оформленными в виде декоративных ширм,
разделяющих помещение на отдельные зоны. Все зависит от вашей фантазии и
возможностей.
В. МАКСИМОВ. Журнал Левша.