Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным
временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно
сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.
В древнерусском декоративном искусстве просечной металл
распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в
белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов,
фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывали
сундуки, поставцы,
шкатулки.
Изготовление просечных изделий развивалось в основном в
Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры
выплавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.
Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных
мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных
очертаний.
Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его
детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился
зубилом дополнительный узор.
Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили,
покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда
фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.
Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили
так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом,
очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть
имела самостоятельную художественную ценность.
Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его
оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую
скульптурность.
Со временем многие приемы просечки ушли в прошлое, забылись. Но
художники наших дней начинают возрождать этот древний вид прикладного
искусства. Может быть, и вы примете участие?
Металл — тонкое листовое железо. При небольших размерах изделия
можно использовать и жесть, и латунь, и красную медь. Все они достаточно
ковки, растяжимы и хорошо просекаются.
Желательно, чтобы в железе содержалось меньше 0,25 процента
углерода, в этом случае оно будет мягко и податливо. Для усиления этого
свойства металл можно отжечь, то есть нагреть до малинового цвета на
углях или газовой горелке и дать остыть на воздухе. После отжига
протравите пластину в пятнадцатипроцентном растворе кислоты, чтобы
удалить окалину. Качество металла будет еще лучше, если вы проделаете
эту операцию и до отжига. Каждый раз хорошо промывайте лист проточной
водой.
Рисунок
наносите на металл через копировальную бумагу. Можно рисовать и мелом,
но в этом случае придется закрепить его лаком. Желательное
условие—повтор одних и тех же элементов рисунка. Это придает узору ритм.
Узор просекают на торце плотного дерева, обрезке толстой доски
или свинцовой пластине. Инструмент — сечки наподобие долот и мелкие
зубильца с прямым и полукруглым рабочим концом, остро заточенные.
Молоток должен весить 150—200 г, иметь широкую ударную часть и
закругленный в виде полушария противоположный конец.
Высеченный узор выправляют на плоскости, но так, чтобы слегка
загнутые зубилом края не выравнивались: выпуклая поверхность придает
изделию пластичность.
Просечной узор может иметь и некоторый рельеф. Для этого с
обратной стороны его нужно простучать закругленным концом молотка.
Иногда наносится несложный чеканный рисунок в виде точек, крестиков.
Однако этими элементами не нужно перенасыщать просечной узор — от этого
утрачивается его целостное восприятие.
Заусенцы, оставшиеся после просечки, опиливают надфилями различных профилей.
На готовый узор надо нанести покрытие, предохраняющее его от
ржавчины и окисления. Есть очень много рецептов покрытий, мы приведем
три из них.
1. Пластину покрывают натуральной олифой я нагревают в печи до
400 градусов. Образуется очень прочная пленка черно-коричневого цвета.
2. Отполированную пластину погружают в расплавленную натриевую
селитру с температурой 300—350 градусов. В течение одной — трех минут на
поверхности образуется прочная пленка темно-синего цвета.
3. Поровну смешивают азотнокислый калий и азотнокислый натрий.
Смесь нагревают в керамической посуде до расплавления. Пластину
погружают в смесь, а затем в кипящую воду. Образующаяся пленка имеет
густой черный цвет и хорошо предохраняет поверхность от ржавчины.
Будьте внимательны: работать с химикалиями нужно в прорезиненном
фартуке, рукавицах и защитных очках. Помещение должно хорошо
проветриваться.
Если вы не сможете воспользоваться этими рецептами, не
огорчайтесь: изделие, обезжиренное пятнадцатипроцентным раствором серной
кислоты, можно просто покрыть лаком. Лучше всего использовать цапонлак.
Покрывать нужно тонким слоем, чтобы сохранить красоту поверхности
металла. В случае неудачи снимите лак тряпкой, смоченной в ацетоне, и
повторите операцию.
Монтируют просечной узор на дереве маленькими укороченными
гвоздиками или булавками с полукруглыми шляпками. Чтобы не испортить
плоскость металла, гвозди забивайте наставкой — стальным стержнем с
ямкой на конце. Ямку наставляйте на шляпку гвоздя, а молотком осторожно
ударяйте по другому концу наставки. Цвет гвоздиков должен
соответствовать цвету пластины. Нужно иметь в виду, что выпуклые шляпки
играют декоративную роль, поэтому нужно выбирать такие места, чтобы
гвозди служили элементом композиции.
Металлические накладки должны быть пригнаны настолько плотно,
чтобы они составляли с деревом единое целое. Тогда они не станут
цепляться, и пыль стирать будет удобнее.
по книге "Прекрасное - своими руками"
составитель С. Газарян