В
переводе с турецкого басма означает оттиск. Этот творческий прием
прикладного искусства проник на Русь из Азии и еще до нашествия монголов
распространился так широко, как ни в одной другой стране. Басма — это
ручное тиснение на тонком листовом металле. Применялась эта техника в
основном в тех районах, где из-за дефицита металла не могли развиваться
литье и чеканка. Басма упрощала художественную обработку металла,
изделия стали дешевле и доступнее. До нас дошли работы XII—XIII веков,
выполненные в этой технике.
Басма не требует сложного оборудования, ею вполне можно
заниматься в школьной мастерской. Багеты для картин, значки,
сувениры—все это можно сделать, используя технику басмы.
Басма—прием вспомогательный, с его помощью только размножают
художественные изделия, поэтому в первую очередь вам понадобится готовый
оригинал, выполненный в технике литья, чеканки или травления.
По рельефному узору оригинала отлейте цинковую матрицу. На
рисунке показано, как это делается. Оберните оригинал полоской жести,
чтобы она возвышалась бортиком над рельефом, и плотно обвяжите
проволокой. Расплавьте цинк в ковшике на углях или на газе и залейте
рельеф. Когда матрица остынет, устраните пороки литья: зачеканьте
раковины, если они образовались, спилите заусенцы.
Теперь возьмите достаточно толстую свинцовую пластину и наложите
на матрицу. Сверху положите стальную пластину и ударяйте по ней
молотком. Свинец постепенно заполнит все углубления матрицы.Так вы
получите пуансон.
Когда пуансон будет готов, возьмите кусок медной или латунной
фольги и отожгите: нагрейте докрасна над газовой плитой и быстро
погрузите в холодную воду. Толщина фольги—от 0,1 до 0,3 мм. Вырезая
заготовку, прибавьте по краям запас — величина его будет зависеть от
насыщенности орнамента и
глубины рельефа. Поместите фольгу между матрицей и пуансоном. Чтобы
углубления в матрице точно совпадали с выпуклостями пуансона, желательно
сделать направляющие: два штырька на резьбе по краям матрицы и два
соответствующих отверстия в пуансоне. Ударяйте по пуансону молотком, но
уже деревянным. Постепенно под ударами молотка пуансон вдавит лист в
матрицу, и на фольге четко отпечатаются все подробности матрицы. Так вы
получите копию, в точности повторяющую оригинал. Останется только
отделать ее.
Для
отделки вам придется приготовить так называемую серную печень. Возьмите
1 часть серы и расплавьте в железной банке. В расплавленную серу
всыпьте 2 части измельченного сухого поташа и помешивайте железным
гвоздем, пока масса не приобретет серовато-коричневый цвет. Шляпку
гвоздя оберните изоляционной лентой, чтобы не жгло руки. Остывшую серную
печень нужно хранить под плотно закрытой крышкой, так как она
гигроскопична.
Приготовьте раствор серной печени. Отколите кусочек и растворите
в горячей воде из расчета 1—2 г на 100 г воды. Не выбрасывайте
оставшуюся серную печень, так как приготовленный раствор годен к
употреблению не более суток и остаток пригодится для нового раствора.
Теперь вернемся к нашему изделию. Подержите его в
пятнадцатипроцентном растворе серной кислоты—лучше кипящем,—затем
промойте в проточной воде и опустите в горячий раствор серной печени.
Серная печень в зависимости от концентрации и температуры раствора
придает изделию серые и коричневые цвета разных тонов.
Если хотите получить черные тона, приготовьте насыщенный раствор
медного купороса. Профильтровав раствор, постепенно добавляйте в него
нашатырный спирт, пока смесь не примет яркий, прозрачный синий цвет.
Изделие погрузите в раствор на несколько минут, затем выньте и слегка
подогревайте над электроплиткой, пока не получится черный цвет нужного
тона.
После химической обработки промойте изделие и просушите.
Выступающие части рельефа отполируйте пастой ГОИ, потом промойте
все изделие теплой водой с детским мылом и, просушив, покройте
бесцветным лаком — спиртовым или нитро.
Крупные изделия можно составлять из отдельно вытисненных
деталей, которые крепятся клеем или латунными гвоздиками к деревянной
подложке.
Напоминаем в заключение, что работать с кислотой и химикатами
нужно в защитных очках, рукавицах и прорезиненном фартуке. Приготовляя
раствор кислоты, лейте кислоту в воду, а не наоборот.
по книге "Прекрасное - своими руками"
составитель С. Газарян