Как вы знаете, на обычных санях
трудно управлять движением и тормозить. А вот сани, показанные на
рисунке 1, оборудованы рулем поворота и тормозным устройством. Кататься
на них намного удобнее.
Познакомимся с устройством саней. К их основанию в сверху прикреплено сиденье 9 со спинкой 10, а снизу — полозья 12.
Впереди установлен поворотный конек, на который во время движения ставят ноги и управляют санями. В центре саней вмонтировано тормозное устройство. Стоит потянуть на себя его ручку — и сани остановятся.
Изготовление саней начните с основания 8 (рис. 2). Для него понадобится заготовка фанеры или доски толщиной примерно 1 2 мм и размерами 400 х 1250 мм. На заготовку можете перенести контуры будущего основания, пользуясь приведенным на клеточках чертежом.
Размеры клеточек 50 х 50 мм. Закругления на основании можно выпилить лобзиком или пилкой с узким полотном. Острые края основания зачистите сначала напильником, а затем мелкозернистой наждачной бумагой. Прорезь размерами 25 х 150 мм под тормозное устройство выпилите лобзиком или насверлите тонким сверлом отверстия по контуру прорези, а потом прорубите долотом перемычки между отверстиями и зачистите края прорези.
Поверхность основания желательно покрыть несколькими слоями водостойкого лака, чтобы оно дольше не рассыхалось.
К основанию прикрепите полозья 12, согнутые из стальной ленты толщиной 5 мм и шириной 18—20 мм. Если ленты не окажется, можно использовать такие же полозья, что и на обычных санях. Крепить полозья желательно болтами с полукруглой шляпкой или толстыми заклепками.
Сверху к основанию привинтите сиденье 9, вырезанное из фанеры толщиной 18—20 мм. К сиденью прибейте гвоздями спинку 10 — вырежьте ее из фанеры толщиной 3—4 мм. На верхнюю кромку спинки наклейте резиновую трубку 11, чтобы удобнее было облокачиваться на спинку.
Для поворотного конька выпилите фигурную заготовку 13 из фанеры толщиной 12 и шириной 120 мм. Выпилите в заготовке паз и закрепите в нем перекладину 16 для ног. На концы перекладины наклейте отрезки резиновой трубки 15.
На коньке закрепите металлическую ленту 14, а на ней укрепите (лучше
всего сваркой) болт 17 диаметром 8 мм. На болт наденьте шайбу 18 и
пропустите болт через отверстие в основании. Сверху и снизу в этом месте
заранее прикрепите деревянные накладки 19 сечением 50 х 50 мм. Над
верхней накладкой наденьте на болт шайбу 1, наверните гайку 2 и
контргайку 3. Крепление должно быть таким, чтобы конек поворачивался
относительно основания с небольшим трением.
Тормозное устройство состоит из нескольких деталей.
Прежде всего это две толстые (сечением 50 х 50 мм) накладки 4, прикрепляемые к основанию. Через накладки пропущена металлическая ось, на которую установлена рукоятка 6 — ее желательно выпилить из доски толщиной 18—20 мм. Сверху к рукоятке прикреплена резиновая накладка 5, а снизу — скоба 7 из металла толщиной 3— 5 мм и шириной 18—20 мм. Подойдет металлическая лента, используемая для полозьев. В той части скобы, которая будет касаться снега и тормозить, нужно пропилить трехгранным напильником небольшие выемки, чтобы получилась зубчатая поверхность.
После установки тормозного устройства нужно закрепить пружину 20 между нижним концом рукоятки и основанием — тогда рукоятка во время езды будет прижиматься к основанию.
Журнал Мастерилка №38