Дети любят играть. В школах, где имеется достаточное количество игр, организованнее проходят перемены, меньше нарушений дисциплины. Нельзя забывать и о том, что миллионы учащихся сейчас занимаются по режиму продленного дня. Для таких школ игротека просто необходима.
Игры, которыми постоянно пользуются многие дети, обычно быстро приходят в негодность. Необходимо организовать их систематический ремонт. Но много важнее наладить в учебных мастерских, кабинетах труда изготовление самодельных игр. Это хороший объект для общественно полезного труда учащихся, да и о воспитательной стороне дела не следует забывать: к изготовленной своими руками игре ребята обычно относятся значительно бережливее, чем к покупной.
Для игротек придумано немало увлекательных игр, аттракционов, головоломок. Лишь небольшая часть из них выпускается промышленностью. В Москве и ряде других городов неоднократно проводились конкурсы на лучшую школьную игротеку, устраивались выставки самодельных игр, на которых были представлены не только отдельные, отлично выполненные образцы, но и игровые комплекты.
Для изготовления игр нужны различные материалы: небольшие по размерам отходы древесины, фанеры, оргалита, проволоки и др. Для большинства игр и головоломок требуется обычно немного материала. Подчас достаточно небольшого куска проволоки.
Выбирая в качестве объекта труда ту или иную игру, учитель должен руководствоваться подготовленностью учащихся к ее изготовлению, соответствием программе трудового обучения для данного класса. Изготовление самодельных игр может быть налажено также в кружках «Умелые руки», технического творчества.
Опыт свидетельствует, что по возможности для школьной игротеки должно быть отведено специальное помещение, а филиалы ее можно организовать в каждой группе продленного дня. Из числа учащихся назначаются ответственные за игротеку, которые отвечают за сохранность игр, организуют их своевременный ремонт, обмен между группами продленного дня и т. д. При наличии нескольких экземпляров каждой игры воспитатели групп продленного дня получают возможность проводить соревнования и турниры смекалистых в каждом классе, параллели, в масштабах всей школы.
Вот несколько игр, которые могут быть рекомендованы для изготовления школьниками V—VII классов.
Цветные узоры. Игра состоит из 16 квадратов 40X40 мм, вырезанных из фанеры или оргалита. На каждом из них нарисованы геометрические фигуры. Их лучше всего нанести при помощи трафаретов. Для каждой игры нужно также основание — кусочек фанеры (оргалита), ограниченный невысокими рейками и разделенный на 16 клеток.
Играющим предлагается составить узор по заданному образцу (соревнуясь в том, кто это сделает быстрее) либо придумать свой, оригинальный. В расположении фигур на основании возможно множество различных комбинаций. В дальнейшем можно использовать в одном узоре фигуры из разных наборов, что значительно расширяет возможности для проявления творческих способностей играющих.
Разбитая доска. Шахматная доска разрезана на 8 частей. Задача играющих состоит в том, чтобы правильно уложить их в квадратной рамке-основании. Сделать это непросто, но задачу можно при желании еще более усложнить, если разделить доску на 10или 12частей.
На правом рисунке показам и другой вариант задачи. Доска здесь разрезана на 9 частей, но так, что некоторые клетки разделены по диагонали, что затрудняет поиск решения.
Уложи пластинки. 7 деталей головоломки, выпиленных из фанеры, надо расположить на основании, на котором наклеены 8 квадратиков.
Цепочка . 7 элементов, выпиленных из фанеры, надо уложить в рамку-основание так, чтобы из отрезков цепи, нарисованных на каждой из деталей, образовалась одна замкнутая, непрерывная цепь.
Не повтори цвет. Из 4 кубиков, стороны которых окрашены в разные цвета, предлагается собрать призму, на каждой боковой грани которой должны быть представлены все четыре цвета. Сложить таким образом кубики не каждому удается. Эта головоломка рассчитана на ребят старшего возраста. Младшим можно предложить ее в несколько упрощенном виде. Для этого в каждом из 4 кубиков надо просверлить сквозное отверстие и надеть их на круглый стержень. От играющего требуется повернуть кубики так, чтобы ни на одной стороне призмы один и тот же цвет не повторялся.
Сложи по образцу. Для игры нужны 1 кубик большой и 8 малых. Стороны большого кубика окрашены в шесть разных цветов (см. развертку справа). Малые кубики тоже окрашены в разные цвета в том сочетании, которое показано на развертках 1—8. Задача играющего состоит в том, чтобы сложить из 8 маленьких кубиков большой, чтобы цвет его сторон точно соответствовал образцу. Добиться этого нелегко — ответ показан на рисунке.
С помощью этой головоломки можно предложить и другую непростую задачу: отобрать из 9 кубиков 6 и сложить из них призму так, чтобы на каждой из четырех сторон один и тот же цвет не повторялся.
Цветные квадраты. Из фанеры надо вырезать 10 квадратов размером 40X40 мм и раскрасить их так, как показано на рисунке. Играющим предстоит сложить из этих квадратов изображенные на рисунке фигуры так, чтобы стороны соприкасающихся квадратов имели одинаковую окраску. Квадраты каждого комплекта должны иметь на обороте свой номер, с тем чтобы не перепутать их во время игры или при укладке на хранение.
Шахматный куб. Для игры надо сделать 8 кубиков и окрасить их в два цвета, так, как показано на развертках а — з. Играющим можно предложить несколько задач:
- Сложить куб I так, чтобы на всех его шести сторонах цвет чередовался в шахматном порядке. Для младших школьников эту задачу можно упростить, предложив сначала сложить куб так, чтобы цвет кубиков в шахматном порядке чередовался только на пяти видимых сторонах куба (нижняя сторона во внимание не принимается).
- Из 8 кубиков сложить 2 призмы II, у которых верхняя и нижняя стороны, а также четыре боковые грани окрашены в шахматном порядке;
- Из этих же кубиков сложить 2 призмы III. У одной верхняя и нижняя стороны, а также четыре боковые грани окрашены в шахматном порядке; у другой на четырех боковых сторонах кубики по цвету чередуются в шахматном порядке;
- Собрать две призмы IV, верхняя и нижняя стороны которых одного цвета, а боковые — другого.
Разрезные буквы Казалось бы, просто из буквы Т, разрезанной на части, вновь сложить ее. Но это не так. Не меньше хлопот доставляет играющим и буква М. На рисунке показано, как складываются они и укладываются при хранении.
Разрезные картинки. В прямоугольном (или овальном) куске фанеры вырезают силуэт какого-либо животного и вырезанную фигуру удаляют. Оставшуюся фанеру разрезают на несколько частей. Играющий должен сложить их так, чтобы внутри рамки-основания образовалось силуэтное изображение животного.
Пять близнецов. 5 кружков на плашках, показанных на рисунке слева, надо, не вынимая из рамки, перестроить так, чтобы они выстроились в один ряд (рисунок справа). Передвигать можно только по одной фигуре (плашке). В ходе решения плашки передвигать в такой последовательности: 9, 8, 1, 2, 3, 6, 8 (вверх и вправо),' 2, 5 {вправо и вниз), 3, 6, 8 (вверх и влево), 9, 2, 8, 6, 3, 1 (вправо и вниз), 6, 3, 5 (вверх и вправо), 1 (вправо и вниз), 7, 1 (влево), 8, 5 (вниз), 3, 6 (до середины), 4, 9.
Башня.. В качестве основания используется небольшая фигурная дощечка, в которую вставлены три круглые палочки. На одну из них надевают «башню», состоящую из 8 кружков: большой — внизу, а каждый следующий — меньше предыдущего. Кружки окрашивают в разные цвета.
Задача играющего — переложить все кружки с одной палочки на другую, пользуясь третьей как вспомогательной. При этом необходимо соблюдать следующее правило: перекладывать можно только по одному кружку так, чтобы большой кружок не попадал на меньший. Надо постараться быстрее достигнуть цели, избегая лишних перекладываний кружков. Начинать следует с небольшого числа кружков (4—5), постепенно добавляя по одному до 8.Чтобы переложить 4 кружка, нужно сделать не менее 15 перекладываний; при пяти — 31, при шести — 127, при восьми — 255. Если бы кружков было 64, то, чтобы переложить их, соблюдая правила, пришлось бы сделать 18 446 744 073 709 551 615 перекладываний, на что потребовалось бы не менее 500 миллиардов лет.
Сервиз. На скатерти (прямоугольном куске фанеры или картона, разделенном на шесть клеток) расставлена посуда: три чашки, чайник и кувшин. При этом одна клетка свободна. Задача играющего — переставить посуду так, чтобы чайник и графин поменялись местами. Передвигать посуду «южно только на свободную клетку в горизонтальном и вертикальном направлениях. В одной клетке не могут одновременно помещаться два предмета.Решение: если все предметы пронумеровать, то передвигать их надо а таком порядке: 5-4-3-5, 1-2-5-3-4, 1-3-5-2-3-1, 4 и 5 (17 ходов).
|