Волшебные чернила
Пока
девчонки модничают, мы, мальчишки, затеяли игру. Разделились на
команды. Каждая — это отдельное государство. Придумали название стран,
традиции, нарисовали карты... Затем писали конституцию, выбирали
президента... В общем, всё по-настоящему.
Естественно, каждая команда держит свои достижения в тайне от другой.
Поэтому в секретной переписке мы пишем особыми, симпатическими
чернилами.
Раньше такими чернилами пользовались революционеры-подпольщики,
разведчики... Написанные ими послания абсолютно невидимы, прочитать их
можно, лишь зная химический ключ к шифровке. Я прочитал множество книжек
и выяснил несколько рецептов подобных чернил.
Оказывается, тайные агенты Ивана Грозного писали донесения луковым соком. Буквы становились видимыми лишь при нагревании бумаги.
Первый китайский император из династии Цинь, Цинь Шихуанди, использовал
для тайной переписки густой рисовый отвар, содержащий крахмал. После
высыхания от иероглифов на бумаге не оставалось никаких следов. Но если
такое письмо смочить спиртовым раствором йода, проявляются синие
письмена.
Адресаты императора, конечно, пользовались в то время не йодом, а
естественным продуктом — отваром морских водорослей, содержащих йод.
Владимир Ленин в тюрьме вёл активную переписку с революционерами. Он
просил надзирателей принести ему хлеба с молоком и, сделав из хлеба
чернильницу, наполнял её молоком и писал им между строчками книг. Книги
возвращали на волю, и «товарищи» получали руководства, подержав листы
над керосиновой лампой.
Соратница Ленина - Вера Засулич отправила друзьям из тюрьмы план побега, нарисовав его водным раствором хлорида железа FеСl3
, который она принимала как лекарство. После обработки записки
тампоном, смоченным водным раствором тиоцианата калия, проявляются
кроваво-красные буквы.
Народническая тайная организация «Чёрный передел» использовала в
переписке разбавленный раствор медного купороса, «проявляя» тексты над
склянками с нашатырём. Буквы при этом становились ярко-синими из-за
образования аммиачного комплекса меди.
Я настолько увлёкся «волшебными» чернилами, что даже фокусы с их помощью
стал показывать. Нарисую на бумаге три картины: одну — раствором соли
марганца, другую — кадмия, третью — сурьмы, высушу, а затем опрыскиваю
их из пульверизатора раствором сульфида натрия. На глазах у зрителей на
чистых листах появляются изображения — розовое там, где соль марганца,
ярко-жёлтое, где соль кадмия, и оранжевое, где соль сурьмы.
Рассказ Настеньки и Данилы-мастера записала Елена МАНЫКИНА Нарисовала Ирина ШУМИЛКИНА. Журнал Почему? № 3-08г.
|