Изготовление глиняной свистульки
Из литературных источников известно, что самой древней игрушкой,
сохранившейся до наших дней, является керамическая. Изготовление
глиняных игрушек - особая отрасль гончарного ремесла, существующая и
сегодня. Изготовленные народными мастерами, эти изделия поражают своей
простотой и выразительностью. Большую известность получили российские
керамические игрушки: филимоновские, дымковские, каргопольские, абашевские и др. Практически это ремесло распространено во многих странах мира, в том числе и Республике Молдова (Рис. 1).
рис. 1. Свистульки молдавских мастеров
Процесс изготовления игрушки-свистульки индивидуален для каждого
мастера, поэтому не существует единой технологии. Предлагаю использовать
сравнительно простую технологию, опробованную автором на кружковых
занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус,
развивают моторику рук.
Нам понадобится материал, инструменты и печь для обжига. Материал у всех
под рукой (вернее под ногами), инструмент можно легко сделать, а, если
нет печи - тоже не беда: я расскажу, как без нее обойтись. Главное
иметь очень большое желание и немножко таланта.
Материал
Как и всю керамику, свистульки делают из керамической массы (или
глиняного теста). Основной состав керамической массы - это глина. В
природе она встречается очень часто различных цветов, но, как правило,
при обжиге ее цвет меняется на красный или белый. Отсюда и название -
красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение имеет
красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую
глину) не всегда можно использовать для изготовления керамических
изделий, т.к. она часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др.
Глина, содержащая до 5% песка, называется жирной, а до 30% - тощей. Для
изготовления свистулек пригодна глина средней жирности включающая 10-15%
песка. Глина, прошедшая определенный технологический процесс подготовки
для изготовления гончарных изделий, называется керамической массой или
глиняным тестом. На промышленных предприятиях для этих целей применяются
сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и др. Но для
приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:
1. Накопать глину в карьере заступом. Предварительно небольшой ком этой
глины нужно обжечь и убедиться, таким образом, в пригодности
месторождения.
2. Разложить комки на чистой поверхности и высушить.
3. Измельчить молотком и удалить механические примеси (камешки, щепки, былинки и др.).
4. Растворить измельченную массу в ведре с водой (одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.
5. Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части осядут более тяжелые
частички (песок и камешки), а в верхней - осветленная вода. Осторожно
слейте воду.
6. Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).
7. Высушить до консистенции густого теста (перестанет прилипать к рукам).
8. Произвести перемин глины для удаления пузырьков воздуха.
9. Проверить качество: скатать валик диаметром 15-20 мм и медленно его
согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их мало, из
такой массы можно делать свистульки.
10. Готовый материал поместить в полиэтиленовый пакет и надежно его
закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько месяцев. В
подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.
Совет: если Вы хотите сделать всего лишь несколько
свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не подвергая ее
вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых сама
природа это сделала. А если не получится, тогда уж попытайтесь
подготовить сами. Есть и другие способы приобретения материала: можно
достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на
кирпичном заводе, в кооперативе, у народных мастеров - гончаров и т.д.
Есть художественные магазины, в которых можно приобрести керамическую
массу для любых изделий. Наверное, можно ее покупать и в интернет -
магазинах.
Инструменты и приспособления
Основные инструменты при лепке - это руки мастера. Но потребуются и
специальные. К ним относится игла, пичужка, трубочки и штампики.
Игла (Рис. 2) служит для подрезания и отрезания
материала, а так же для извлечения из полости свистка лишних кусочков
глины. Рабочей частью служит не только острие, но и стержень. Ее можно
сделать из стальной проволоки диаметром 1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.
увеличить
рис. 2. Игла: а - общий вид; б - отрезание; в - подрезание сверху; г -
подрезание снизу; д - извлечение из полости свистка кусочка глины
Пичужка (Рис. 3) - это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в мундштуке.
увеличить
рис. 3. Пичужка
Трубки (Рис. 4) служат для протыкания отверстий в
полость свистка. Нам понадобится одна тонкая диаметром 3-4 мм (можно
использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более толстая,
диаметром 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников и других бросовых предметов,
имеющих тонкостенные трубочки).
рис. 4. Трубка
Штампики (Рис. 5) служат для декорирования методом
вдавливания в сырую глину. В качестве них используют крышки тюбиков от
зубной пасты, гильзы патронов строительного пистолета, детали корпусов
шариковых ручек, деревянные палочки с концами различной геометрической
формы и другие предметы.
увеличить
рис. 5. Штампики
Еще понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал,
инструменты и выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из
пластмассы или древесины, пропитанной горячей олифой.
Печь для обжига
рис. 6. Печь для обжига
Обжигать свистульки можно в муфельной печи, которой обычно оснащаются
школьные мастерские (Рис.6). Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических
изделий, управляемые компьютером. В этих печах задается программа этапов
обжига и далее она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень
дорого. Их можно приобрести через интернет - магазины. Но, если у Вас
нет даже муфельной печи, а свистульку сделать очень хочется, можно
поэкспериментировать: попытаться обжечь в костре, духовке, на газовой или на электрической плите с приставкой.
Качество, конечно, не то, но вполне прилично. И, в крайнем случае,
свистульку можно только высушить. Она становится довольно прочной,
хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.
Внимание! Электрическая
печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно соблюдать
осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после
полного ее остывания.
Обжиг в костре
Превращение глины в керамику происходит при
температуре 500—900 °С. Чем ниже температура, тем дольше должен длиться
обжиг. Исследования показали, что в костре можно достичь температуры до
750 °С.
Обжиг в кострах не изжил себя и в наше время. Он сохранился в Средней
Азии, Африке и Америке. Самое
короткое время обжига в костре от 8 до 12 часов, но бывает, что он
длится несколько суток. Как вы помните, Робинзон обжигал свою посуду
всего за одну ночь.
Жителям сельской местности при необходимости можно вполне
воспользоваться многовековым опытом. На ровной площадке укладывают куски
кирпичей и в первую очередь ставят на них крупные вещи. Затем кладут
изделия средних размеров и капсели с мелочью (рис. 2). Пирамиду из
глиняных изделий осторожно обкладывают дровами и поджигают костер. Жечь
костер нужно по крайней мере не менее 8 часов. Хотя, как уже
говорилось, чем дольше длится обжиг, тем прочнее становится керамика. Но
если вещи имеют чисто декоративное назначение, то не обязательно
добиваться от черепка каменной твердости.
Мелкие изделия в капселях можно обжечь в костре и другим способом (1).
На ровной площадке вырывают неглубокую ямку. На ее дно укладывают
решеткой дрова и ставят капсели из консервных банок. Яму засыпают
древесным углем, оставшимся от старого костра. Когда уголь полностью
покроет банки, его
присыпают тонким слоем земли. На подготовленной таким образом площадке
разводят костер, на котором
можно варить пищу или же использовать для каких-либо других надобностей:
обжиг будет идти как бы автоматически. Если котер перестают жечь
поздно вечером, его гасят, присыпают землей и оставляют до утра. Утром
капсели выкапывают из золы и достают из них обожженные изделия.
Обжиг в муфельной печи
На современном производстве обжиг керамики производят в муфельных печах с
большими обжиговыми камерами. Керамисты, работающие в городе,
заказывают для себя печи поменьше. Ну а керамисты-любители порой делают
муфельные печи своими руками. Из всех известных конструкций самая
простая и доступная — муфельная приставка к электроплитке. В ней можно
обжечь сразу несколько мелких изделий либо одну сравнительно крупную
вещь (рис.).
Приставка представляет собой цилиндрический колпак из огнеупорной
глиняной массы (1 часть глины на 3 части толченого огнеупорного кирпича
либо обломков диска от старой электроплитки).
Колпак является рабочей камерой муфеля (1). Вылепить его можно одним из
способов, применяемых в
ручной формовке. Из той же массы лепится смотровая трубка,
предназначенная для наблюдения за ходом
обжига (4). Цилиндр делается с таким расчетом, чтобы он упирался в края
диска электроплиты. При формовке колпака нужно учитывать то, что при
высыхании его диаметр уменьшится на 1/5—1/10 часть. Вылепленный колпак
сушат при комнатной температуре не менее 4—5 суток, а затем помещают
внутри металлического кожуха (7), сделанного из кровельного железа. В
кожухе вырезают отверстие под смотровую трубку, закрывающееся шторкой
(3). Чтобы муфельную приставку удобно было поднимать, на
корпусе кожуха крепятся две скобчатые ручки (2).
Установленный в кожухе глиняный колпак прижимают сверху скобой (8),
укрепив ее на стенке болтами с гайками. Сверху кожух закрывают крышкой
из листового железа (5). В крышке вдоль края и в середине пробивают
отверстия, необходимые для удаления влаги. Крышка крепится на четырех
шурупах, которые ввинчиваются в заранее приготовленные отверстия. Но
прежде чем закрыть крышку, внутрь кожуха насыпают асбестовую крошку,
служащую теплоизолятором. (Такую крошку можно извлечь из старых
металлических дисков от электроплиток.) Крошку можно заменить хорошо
просеянной древесной золой, которая также является хорошим
теплоизолятором. В русских печах недаром ее исстари использовали для
длительного хранения раскаленных древесных углей. Обжигают камеру
муфельной приставки непосредственно на электроплитке, которую
устанавливают на лист асбеста и на два кирпича. При пользовании
электроплиткой, конечно, не забывайте о правилах техники безопасности.
На первой стадии обжига — примерно в течение двух часов температура
должна быть не очень высокой. Поэтому плитку периодически включают всего
на одну минуту через каждые пять минут. Когда срок выйдет, плитку
включают на полную мощность и приступают к обжигу камеры при более
высокой температуре. Примерно через два часа заглядывают в смотровой
глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее
стены раскалятся докрасна, значит, температура поднялась выше 900 °С и
обжиг пора прекращать, выключив плитку.
Когда камера медленно остынет, в нее можно загружать глиняные изделия
для обжига. Из-за одной вещи начинать довольно длительный процесс обжига
не выгодно. Когда же наберется достаточное количество изделий, на диск
плитки сначала устанавливаются самые крупные, а затем между ними и
сверху укладывают те, что помельче. Отдельные фигурки закрепляют
отожженной стальной проволокой. Приготовленные к обжигу изделия
собираются в компактную кучку такой величины, чтобы она свободно
накрывалась колпаком камеры. Гораздо проще добиться этого, если заранее
сплести из отожженной стальной проволоки специальную корзину (9),
которая должна свободно входить в камеру.
Если предстоит обжечь достаточно большую посудину с широким горлышком,
то ее можно использовать в качестве вместилища для мелких изделий (10).
Надо иметь в виду, что подобная загрузка камер обжиговых печей «навалом»
допустима только при
первом, так называемом утельном обжиге, когда на изделиях нет глазури и
слипание им не грозит. Когда же на изделия будет нанесена глазурь, они
должны стоять отдельно, не касаясь друг друга, а значит, в
камеру вряд ли войдет даже треть того, что удалось вместить в нее при
утельном обжиге.
Опустив на электроплитку с установленными на ней изделиями муфельную
приставку, приступают к
обжигу. Он ничем не отличается от обжига самой камеры. То есть в течение
двух часов происходит досушка изделий при небольшой температуре, для
чего плитку периодически включают и отключают.
Потом обжигают при включенной электроплитке, пока изделия не накалятся
докрасна. Закончив обжиг, муфельной приставке вместе с изделиями дают
медленно остынуть.
Лепка и декорирование свистульки "Птичка"
1. Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара диаметром 40-50мм (Рис. 7).
рис. 7.
2. Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой
сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной
стенки около 10мм (Рис. 8).
рис. 8.
3. Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями
большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно
поворачивая заготовку по всему периметру полости (Рис. 9).
рис. 9.
4. Соединим стенки полости, сформируем мундштук (Рис. 10).
рис. 10.
5. С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом,
чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоянии
20-30 мм от устья (Рис. 11).
рис. 11.
6. Осторожно вытащим пичужку, и трубкой диаметром 8-10 мм проткнём
отверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки вышел на
поверхность (Рис. 12). Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшейся в
ней глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.
рис. 12.
7. Приступим к настройке свистка. С помощью иглы (Рис. 2 в,г) срезаем
слой глины с наружной и внутренней частей края отверстия, образованного
трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно
тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы
(Рис. 2 д). В правильно изготовленном свистке канал, образованный
пичужкой, должен находиться напротив острия клина (Рис. 13). Проверим
звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколем трубкой
диаметром 3-4 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти
отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.
увеличить
рис. 13.
8. Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем
заготовки для головы и ножки, придадим свистку форму туловища. Смазав
кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до
сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим
места примыканий (Рис 14).
рис. 14.
9. Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножко подсохнуть)
методом вдавливания во влажную глину штампиков (Рис. 15).
рис. 15.
Сушка
Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно или
неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
Процесс длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды
и массы изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый
цвет и определенную прочность (Рис. 16).
рис. 16.
Обжиг
Обжиг - это последняя и самая ответственная операция. Ошибки при обжиге
приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее
подходящим является в муфельной печи.
Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в изделии
содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига
состоит из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры
около 200 градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и
остывание вместе с печью. После обжига свистулька приобретет цвет
кирпича (Рис. 17).
рис. 17.
Автор благодарит за помощь, оказанную при подготовке материала,
известную кишиневскую мастерицу по изготовлению глиняных свистулек
Надежду Тимошенко и моего бывшего ученика Льва Волошина.
Литература:
1. Геннадий Федотов. Глина и керамика, Москва, Эксмо, 2005.
2. Магомед Бугамбаев. Гончарное ремесло, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
3. Александр Миловский. Скачи, добрый единорог, Москва, Детская литература, 1981.
4. М.Г. Черейская. Русский сувенир, Ленинград, Аврора, 1978.
5. Журнал "Школа и производство", №12, 1991.
С.Г. Рыхлицкий, учитель технологического воспитания лицея им. Титу Майореску,
г.Кишинев, Республика Молдова.
|