Пилот гражданской авиации
Работник, находящийся на борту воздушного судна и управляющий его движением.
Многие люди боятся путешествовать по воздуху: если им приходится садиться в кресло самолёта, отправляясь на отдых, в командировку, в гости к родственникам или друзьям, то они нервничают, вцепляются в кресло самолёта и облегчённо вздыхают, когда, наконец, снова оказываются на твёрдой земле. Иные, напротив, к полёту относятся с восторгом, воспринимая его как возможность чуть ли не волшебно перенестись по воздуху в иную точку земного шара, а если самолёт встретится с воздушными ямами (то есть, как это называется по-научному, попадёт в зону турбулентности), так заодно и «покачаться на воздушных качелях». Объективно вторые ближе к истине – ведь авиация, по статистике, является весьма безопасным видом транспорта. Сами пилоты, разумеется, к возможности летать тоже относятся позитивно – иначе вряд ли выбрали бы эту профессию. Для них перемещение по воздуху – это и жизненное призвание, и просто работа. Не всегда лёгкая, но зато очень нужная людям, которым требуется попасть (или доставить грузы) в то место, куда слушком долго, а подчас и вообще невозможно добраться иными способами.
Задача пилота – управлять самолётом или вертолётом так, чтобы он оказался в нужное время в каждой из расчётных точек траектории полёта. Для этого он выбирает режимы работы двигателей, с помощью органов управления координирует движения воздушного судна как в горизонтальной (вправо-влево), так и в вертикальной (вверх-вниз) плоскостях. Он опирается на наблюдение за обстановкой в воздухе, показания приборов, команды наземных диспетчеров. Важное значение имеет и субъективное чувство полёта, которое складывается из восприятия звука двигателей (опытные пилоты определяют на слух малейшие изменения в режиме их работы), ускорения/замедления и крена, вибраций самолёта. На наиболее современных воздушных судах (таких, например, как российские ТУ-214 и ИЛ-96 или европейский А-380) управление в значительной мере автоматизировано, и пилоты не столько «рулят» ими, сколько контролируют работу электроники.
На больших воздушных судах работает не один пилот, а экипаж, чаще всего включающий четырёх членов, от слаженности действий которых зависит безопасность полётов. Командир координирует их работу, принимает основные решения, пилотирует самолёт на наиболее ответственных участках пути (взлёт и набор высоты, снижение и посадка, столкновение с атмосферным фронтом и т. п.). Второй пилот управляет самолётом на более простых участках пути, а также готов в любую секунду заменить командира и принять на себя управление при возникновении каких-либо проблем. Штурман отвечает за траекторию движения воздушного судна, рассчитывает его курс. Бортинженер следит за исправностью и бесперебойной работой всех систем, контролирует заправку и загрузку самолёта. На небольших самолётах, где экипаж меньше, пилоты совмещают часть этих функций, а иногда и все.
Профессия предъявляет повышенные требования к здоровью, для её получения нужно пройти строгую медкомиссию. Противопоказаний довольно много, одно из самых распространённых – склонность к укачиванию, связанная с особенностями работы вестибулярного аппарата (тем, у кого кружится голова или возникает тошнота на разного рода качелях-каруселях или, тем более, в транспорте, профессия не подходит). Лётчики регулярно проходят медицинские осмотры и могут быть отстранены от работы в случае возникновения проблем со здоровьем.
Получить профессию можно в училищах и академиях гражданской авиации; образование пилотов может быть как средним специальным, так и высшим (квалификация «инженер-пилот»). Во многих зарубежных странах популярен и другой путь в эту профессию: человек в частном порядке проходит занятия в лётной школе (разумеется, оплачивая их), летает положенное количество часов под руководством инструктора, после чего получает лицензию пилота и предлагает свои услуги авиакомпаниям.
Спрос на рынке труда в настоящее время довольно высокий, этих специалистов в России не хватает, так как количество авиаперевозок постоянно растёт, к тому же пожилые лётчики уходят на пенсию быстрее, чем на смену им приходит молодёжь. Особенно ценятся пилоты, умеющие работать на современных воздушных судах зарубежного производства, таких как Boeing и Airbus.
Карьерные перспективы: стать командиром воздушного судна, работать на международных рейсах, перейти на административные должности в авиапредприятии, стать инструктором-наставником для молодых пилотов.
Вопросы самоконтроля:
- В чём особенности профессии пилота?
- Где нужно обучаться, чтобы стать пилотом гражданской авиации?
- Какова средняя зарплата пилота гражданской авиации?
- Каковы карьерные перспективы в данной области?
|