Инженер-технолог
Специалист, занимающийся созданием, внедрением и реализацией технологий производства различных изделий.
Большинство вещей, окружающих современного человека, создаются на сложнейших фабриках и заводах, в их производстве задействовано множество станков и другого оборудования. Время ремесленников, работавших в небольших артелях и передававших секреты мастерства от отцов к сыновьям, давно прошло. Чтобы сделать современное изделие (особенно технически сложное – такое, скажем, как автомобиль, компьютер или цифровой фотоаппарат), нужно владеть огромным объёмом информации о том, как именно оно создаётся, иметь уникальное оборудование и штат специально подготовленных работников. Совокупность методов и средств производства изделия как раз и носит название технологии (или, говоря проще, это информация о том, как именно его сделать, и то, посредством чего это делается). Это слово переводится с древнегреческого языка как «знание о мастерстве».
Инженер-технолог разрабатывает и внедряет процессы и режимы производства продукции, устанавливает порядок работ, последовательность выполнения трудовых операций, определяет основные методы контроля качества, ведёт техническую документацию. Он может заниматься как созданием технологии (разработка того или иного производственного процесса, участие в экспериментальных работах), так и её внедрением (монтаж, наладка и эксплуатация оборудования, различные мероприятия по повышению эффективности производства). Рядовые специалисты чаще всего занимаются обслуживанием имеющихся производственных линий, настраивают их на выпуск той или иной продукции, ликвидируют возникающие сбои в работе. Более квалифицированным специалистам отводится монтаж и наладка производственных линий, а также усовершенствование имеющихся и разработка принципиально новых технологий. В первую очередь инженер-технолог работает с информацией (схемы, графики, программы и т. д.); кроме того, он контактирует с техническими устройствами и общается с другими людьми, занятыми в производстве.
Профессия является одной из самых распространённых в промышленности, такие вакансии есть практически на всех заводах и фабриках, в различных мастерских, в научно-производственных лабораториях (хотя конкретные названия вакансий в этих организациях могут различаться, суть работы остаётся сходной). По мере технического прогресса значимость этих специалистов возрастает. Скажем, конвейер, на котором раньше сотня малоквалифицированных рабочих вручную собирала какие-либо изделия, заменяется автоматизированной производственной линией, которую обслуживают 2-3 инженера-технолога.
Профессия подразумевает высшее образование, получить её можно в различных технических вузах. Она делится на ряд специальностей, связанных с различными отраслями производства (скажем, инженер-технолог пищевой промышленности). Для этой профессии характерна высокая степень специализации: так, технолог по производству кефира не сможет без специальной подготовки перейти в цех того же молокозавода по изготовлению мороженого, а уж чтобы заняться, например, производством автомобильных деталей, ему придётся учиться практически заново. В процессе обучения студенты получают обстоятельную общетехническую, физико-математическую и другую естественно научную подготовку, а также изучают специфику технологий производства соответствующих изделий. Для того, кто занимается разработкой новых технологий, важно и владение методологией научной работы. Чтобы стать хорошим инженером-технологом, нужно иметь высокий уровень интеллекта, аналитические способности.
Спрос на инженеров-технологов на рынке труда довольно высокий, а доходы опытных специалистов могут в полтора-два раза превышать среднюю зарплату в промышленности. Особенно ценятся работники, умеющие обслуживать современное зарубежное производственное оборудование. Почти обязательным требованием на рыке труда стало профессиональное владение компьютером – не только в качестве пользователя, но подчас и в качестве программиста.
Карьерный рост возможен как по административной линии (например, стать главным инженером крупного завода), так и без получения управленческих должностей, посредством освоения более сложного оборудования или перехода от обслуживания уже отлаженного производственного процесса к созданию нового.
Вопросы самоконтроля:
- Чем занимается инженер-технолог?
- Какое нужно образования для того, чтобы быть инженером-технологом?
- Какова средняя зарплата инженера-технолога?
- Каковы карьерные перспективы в данной области?
|