§ 3. Потребности человека
Группа школьников заблудилась в лесу. Какие потребности могут появиться у ребят, оказавшихся в этой ситуации? Какие технологии им нужно использовать, для того чтобы выбраться из леса?
В жизни человека очень часто возникают ситуации, когда ему чего-то недостаёт, тогда говорят, что у него возникает в этом потребность. Например, в жаркий день хочется пить, так как не хватает жидкости, значит, возникает потребность в удовлетворении жажды. Существует много разных потребностей: в пище, одежде, жилье, средствах передвижения, сохранении здоровья, безопасности, общении, получении знаний. Какие-то потребности в данный момент очень важны для человека, какие-то – не являются для него существенными.
Потребности – это одна из причин активности человека, так как именно после осознания своих потребности у человека появляется цель их удовлетворения и задачи для дальнейшей деятельности. Потребность – осознанная необходимость иметь что-либо: материальное или духовное.
Потребности человека — главная мотивация его трудовой деятельности. На первый взгляд, эти потребности очень многообразны и ничем не ограничены.
Потребности могут быть рациональные (разумные) и ложные (неразумные). Рациональные потребности снова подразделяются на материальные (еда одежда, жильё) и духовные (общение, знания, наслаждение искусством). К ложным потребностям относятся: употребление сигарет, наркотиков, спиртного…
Разобраться в этом вопросе, хотя и со многими оговорками, помогли работы американского психолога А. Маслоу. Он представил все человечески потребности в виде иерархической модели, в которой люди стремятся вначале удовлетворить основные потребности, и лишь потом переходят к потребностям более высокого уровня. Предложенная А. Маслоу модель выстраивает следующую иерархию потребностей.
Фзиологические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека, к ним относятся жизненно важные потребности в воде, пище, воздухе, жилье, потребности в двигательной активности, во сне и т. д. От реализации этих потребностей зависит существование человека, поэтому, согласно Маслоу, они удовлетворяются в первую очередь.
Потребности безопасности также важны для человека: безопасность жилища, гарантированная занятость, надёжность системы здравоохранения и т. п.
Согласно Маслоу, к социальным потребностям относятся потребности в любви, дружбе, семье, общении, социальной и религиозной деятельности.
Потребность в уважении выделяется Маслоу в отдельную ступень иерархии, что подчёркивает её значимость для человека.
Потребность в самореализации — в личном росте, реализации личностного потенциала — очень важна для человека. В иерархии Маслоу она занимает самую высокую ступень. Это и есть интеллектуальные потребности – это потребности в знаниях, в творчестве, в познании нового, в решении задач, в раскрытии тайн.
Все названные потребности носят объективный характер, однако их значимость для человека, то есть иерархия, может быть различной. Иерархическая модель Маслоу предлагает один из возможных способов упорядочивания этих потребностей. Эту модель наглядно изображают в виде пирамиды (хотя в работах самого Маслоу такой пирамиды не было).
Разумеется, надо хорошо понимать, что пирамида Маслоу — всего лишь модель, которая отражает иерархию потребностей далеко не всех людей и далеко не во всякой ситуации. Например, существует множество людей, для которых чувства любви, долга и собственного достоинства преобладают над чувством личной безопасности, не говоря уже о менее важных потребностях.
В современном мире людей окружают разнообразные товары и услуги, способные удовлетворить самые разнообразные потребности. К такому положению дел привела промышленная революция, когда в результате внедрения в производство машин, выросла производительность труда, и количество товаров резко увеличилось. Чтобы потребитель запомнил названия и свойства товаров, производители стали выпускать их под собственными торговыми марками, а также сообщать потребителю об их преимуществах — рекламировать.
Основные понятия и термины:
потребность человека: рациональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, в безопасности, социальные, в уважении, в самореализации; американский психолог А. Маслоу.
Вопросы и задания
1. Что такое потребности человека? Чем они определяются? Приведите примеры потребностей.
Задание: выстроите собственную модель потребностей в виде таблицы. Сравните её с моделью Маслоу. В чём вы находите сходство, а в чём — различие?
Ваши потребности
|
Виды потребностей
|
Сон
|
физиологические
|
Умыться, зубы почистить
|
?
|
Одеться
|
?
|
Позавтракать
|
?
|
Дорога в школу
|
?
|
?
|
?
|
? (продолжить в течение дня)
|
?
|
?
|
?
|
|