Каждому приходилось встречать в лесу сгнивший березовый пень. Ударишь
ногой — мелкой трухой рассыплется древесина, но целой и упругой
останется береста. Люди давно заметили долговечность бересты, ее
способность не поддаваться гниению. Бересту подкладывали под нижний
венец рубленой избы, чтобы в нее не проникала сырость. Плели из бересты
влагоустойчивую обувь, обшивали лодки-берестянки, делали знаменитые
теперь
туеса, в которых молоко и квас даже в жару оставались холодными. В
Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас
дошли редчайшие образцы древнерусской письменности.
Бытовые предметы из бересты нередко украшали прорезным ажурным
орнаментом. Больше чем где-либо резьбой по бересте занимались мастера в
Великом Устюге и окрестных деревнях. В наши дни в деревне Кузино под
Великим Устюгом работает цех прорезной бересты, продолжающий традиции
старых умельцев.
Бересту очень легко обрабатывать, и самыми простыми инструментами можно с успехом выполнять различные декоративные работы.
Основной инструмент для работы над прорезной берестой — резак.
Потребуются и пробойники — их изготовляют из трубок различного диаметра.
Трубкам придают разнообразные профили—треугольника, круга, овала, ромба
и т.д. Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней
стороны. Изготовляют пробойники из листовой стали.
Неплохо сделать и чеканы — инструменты для нанесения
углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из
плотной древесины— самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и
пробойников с различной конфигурацией, тем интереснее можно получить
рисунок.
Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести
пунктирный рисунок или провести линию. Шило следует слегка притупить,
чтобы оно не царапало бересту.
Заготавливают бересту в конце мая или начале июня. В это время
года она легко снимается и имеет красивый золотистый оттенок. Помните,
что снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где
проводится их плановая рубка. Снимать бересту с дерева, стоящего на
корню, нельзя: это принесет ему непоправимый вред.
Внутреннюю сторону бересты мастера называют лицевой. С лицевой
стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый
слой счистите наждачной бумагой.
Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А
высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с
помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы,
толстослойная пригодится для крупных вещей.
Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками и придавите сверху грузом.
Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше
всего из липы или осины. Кусок бересты приколите к подрезной доске
кнопками. Сверху наложите заранее разработанный рисунок. Твердым
карандашом передавите рисунок на бересту — он получится достаточно
заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или шилом.
Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и
многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками. Для
усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку.
Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком,
получая углубленный рельеф. Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение
на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносят на
бересту шилом.
Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив
соответствующие пробойники. Затем можно перейти к более трудному
рисунку, в котором сложную сквозную резьбу выполняют только резаком, а
штрихи наносят шилом.
Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и
подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В
качестве фона можно использовать и цветную фольгу. Склеивают бересту
столярным клеем и обязательно под прессом. Если береста во время работы
слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или
льняным маслом.
Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, карандашницу и
множество других предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.
по книге "Прекрасное - своими руками"
составитель С. Газарян