§ 7. Профессиограмма. Психограмма профессий
Ориентация в мире специальностей и профессий, поможет нам в выборе будущей деятельности. Наша жизнь состоит не из случайных, разрозненных событий. Будущее зависит от прошлого и настоящего. Выбирая профессию че6ловек всегда прежде всего думает о том – нравится та или иная профессия, работа; интересна ли она; достаточно ли наших способностей заниматься; позволит ли наше здоровье заняться, тем, что нас привлекает; и конечно же найдём ли мы работу по данной профессии, специальности.
Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда. Способна вам принести радость и удовлетворение.
Для того чтобы выбрать профессию правильно, необходимо знать не только свои индивидуальные особенности, но и иметь как можно больше сведений о данной профессии.
Требования к профессии, история данной профессии излагаются в профессиограмме. Профессиограмма – характеристика, описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личным качествам человека: умственным, психологическим, физическим и др. Цель профессиограммы – создать целостное представление об особенностях данного вида труда. Данный документ является одним из важнейших источников информации о профессии, где даётся описание особенности профессии или специальности. Профессиограмма является информационным документом, необходимым для ознакомления с избираемой профессией.
В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:
- четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
- подчеркивать направленность каждого труда на благо конкретного человека: все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
- выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
- показывать возможные линии развития человека средствами профессии;
- показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
- иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
- описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть развиты.
Трудограмма - это описание труда в профессии, более подробное содержание профессиограммы. Трудограмма включает в себя:
1. Предназначение, «миссию» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.
2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).
3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).
4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.
5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата;
6. Средства труда - стороны окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.
7. Условия труда; режим труда и отдыха; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.
8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.
9. Продукт труда (или его результат) - те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).
10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.
11. Права представителя данной профессии: безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда.
12. Обязанности представителя данной профессии: соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми. Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).
13. Позитивное влияние данной профессии на человека; возможность личностной самореализации, направления и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.
14. Негативные стороны профессии; зоны и типы трудностей и ошибок, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.
Отрасль знаний, которая изучает мир профессий, называется – профессиографией. Задачей профессиографии является изучение особенностей профессий и создание профессиограмм. Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой новой специальности и определить свою пригодность к ней.
Ядром профессиограммы является психограмма профессии. Психограмма – описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышление, внимание, восприятие).
Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:
1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации чело-века, психологические позиции.
2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
5. Психологические знания о труде, о профессии.
6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
8. Профессиональное мышление, в том числе творчество, возможность обогатить опыт профессии.
9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией).
11. Линии профессионального роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости отдельных психологических качеств и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии и переподготовки на другую профессию или специальность.
Новые слова и понятия
Профессиограмма, профессиография, трудограмма, психограмма.
Проверяем свои знания
- Где излагаются требования к профессии, история данной профессии?
- Что включает в себя трудограмма?
- Наук, занимающаяся изучением особенностей профессий?
- Где описаны требования, предъявляемые профессией к психологическим качествам человека?
Задание: Самостоятельная работа по психограмме.
С помощью Интернета сопоставить требования, которые предъявляет профессия (своя или указанная учителем) к качествам человека с собственными качествами. Таким образом, рассмотрите профессиональную пригодность и развитие отдельных качеств для обеспечения профессиональных успехов.
Задание: Самостоятельная работа по профессиограмме.
Обдумывая свой трудовой путь, полезно составить профессиограмму своей предполагаемой профессии. Такая работа позволит глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней. Составление профессиограммы поможет определить и те профессионально важные качества, которые вы должны формировать или развивать у себя (они должны лечь в основу профессионального плана). Составляя профессиограмму, можно использовать статьи из энциклопедии «Мир профессий», разнообразные справочные издания, средства интернета. Часть сведений практического характера можно почерпнуть из бесед со специалистами базового предприятия или с профконсультантом.
Примерная схема профессиограммы
- Общая характеристика профессии (история профессии, ее общественная значимость, потребность в данной профессии, примеры из биографий известных ее представителей);
- Производственная характеристика профессии (описание трудового процесса);
- Содержание и характер труда, условия труда, предмет, средства и результаты труда;
- Связь с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации производства;
- Необходимые общие и специальные знания и умения;
- Требования, предъявляемые профессии к работнику (состояние его здоровья, физиологические и психологические особенности человека),
- Медицинские противопоказания;
- Психологическая характеристика труда (его привлекательные и непривлекательные стороны, трудности в работе, возможности творческой работы, важнейшие профессиональные качества);
- Условия труда: санитарно-гигиенические (работа в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, наличие шума, температура воздуха в рабочем помещении и т. п.); экономические (оплата труда, льготы, отпуск, возможности профессионального роста) и т. д.);
- Родственные профессии.
- Пути получения профессии (учебные заведения, литература о профессиях).
|