Среда, 08.05.2024, 18:02
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2312
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Технология 8 класс

§ 4. Профессии, специальность. Должность.

§ 4. Профессии, специальность. Должность

 

Вы не раз слышали слова «профессия», «специальность», «должность», в чём заключается смысл каждого из этих понятий? Как вы думаете, по каким признакам (критериям) можно разделить все профессии на группы? Обоснуйте свой ответ. Какие профессии умственного и физического труда вы знаете?

Профессий  много  есть  на  свете,

Но  выбрать  Вы  должны  лишь  ту,

Что  всех  дороже  Вам  на  свете,

Чтоб  посвятить  себя  труду!

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.

Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.

Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.

В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.

Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.

В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.

Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.

Профессия — это:

  • деятельность, направленная на пользу обществу,
  • деятельность, требующая профессионального обучения, т.е. присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека
  • деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).

Жизненный цикл профессии

       Профессия - технологически обусловленный социально-психологический феномен, исторически возникающий в процессе разделения труда. Она выступает социальным институтом, самоорганизующейся социальной системой, которая позволяет аккумулировать знания для воспроизводства профессионалов, обеспечивать передачу профессионального опыта. Профессия представлена группой должностей в организациях,  у которых значительное количество однородных или схожих компетенций в рамках выполнения трудовых функций.

Технологии, производимые в экономике продукты имеют свой жизненный цикл. Поскольку профессии тесно связаны с технологиями и продуктами,  они тоже имеют свой жизненный цикл.

Мир становится все более динамичным. Появляются новые технологии, у общества появляются новые запросы. Это меняет не только спрос на профессии, но и приводит к появлению новых профессий, трансформации существующих профессий, и к умиранию части профессий. Взлет новых профессий может быть стремительным, как и угасание некоторых профессий. Жизненный цикл профессий в целом сокращается.

https://postupi.online/images/img_art/29155.jpg

Рис.1. Жизненный цикл профессии.

Рождение. Основатели новой технологии, продукта, отрасли  тестируют процессы, самостоятельно выполняют ряд функций для реализации продукта или технологии, систематизируют и группируют их.  Каждый работает как “человек-оркестр”, выполняя множество функций, может заменить коллег. Возникает необходимость в делегировании части функций. Новичкам относительно легко войти в профессию. Нужных специалистов на рынке нет, поэтому приходится учить на ходу тех, кто приходит из других отраслей. Они переосмысляют новые функции через призму опыта в других областях, привносят в профессию свой опыт. Нет четкого разделения между профессионалами и любителями.

Основные признаки:

  • нет разделения функций, большую часть функций выполняет 1 человек
  • нет рынка труда профессии, нет специалистов, нет вакансий
  • не устоявшиеся бизнес-процессы, технологии, приемы
  • низкие барьеры входа в профессию
  • нет системы аккумулирования и передачи знаний и опыта.

Становление. Романтический период. Профессия становится модной, привлекает все новых специалистов. Широкое поле для творчества, развития профессии и самореализации людей в развитии функций, совершенствовании процессов. Начало разделения труда и специализации профессии. Начало систематизации знаний и опыта.

Основные признаки:

  • романтический ореол профессии, она становится модной
  • творческий характер работы в процессе совершенствования и развития профессии
  • начало разделения труда и специализации
  • начало формирования системы накопления и передачи знаний и опыта
  • зарождение рынка труда профессии.

 Стандартизация. Растет востребованность профессии, спрос на рабочие места в профессии. Углубление разделения труда и специализации. Выделение дочерних профессий. Формализация бизнес-процессов. Создание функциональных обязанностей, инструкций, алгоритмов, стандартов профессии, требований к специалистам. Создаются устойчивые системы обучения профессии, повышения квалификации. В профессию вовлекается все больше людей. Зарождается профессиональное сообщество.

Основные признаки:

  • углубление разделения труда и специализации
  • формализация бизнес-процессов, стандартов профессии
  • создание системы обучения, передачи знаний и опыта
  • развитие рынка труда профессии, рост спроса на профессионалов
  • зарождение профессионального сообщества

 Зрелость. Рост конкуренции на рынке труда для соискателей и увеличение выбора кандидатов для работодателя. Разделение труда и специализация приводят к повышению производительности труда. Растет заработная плата профессионалов. Профессиональное сообщество активно обсуждает проблемы развития профессии и ее совершенствования, объединяет опыт разных организаций, проводит конференции, создает СМИ. Формируются общественные организации. Развиваются и совершенствуются программы обучения в вузах, ссузах, программы повышения квалификации.

Основные признаки:

  • высокий спрос на профессионалов на рынке труда
  • высокий спрос на обучение профессии
  • рост заработной платы профессионалов
  • рост производительности труда
  • активная работа профессиональных сообществ
  • совершенствование системы обучения, передачи знаний и опыта.

Стагнация. Все большая часть процессов и функций профессии превращаются из творчества в рутинное ремесло. Высокий уровень разделения труда и специализации приводит к обратному эффекту: это уже не повышает производительность труда, поскольку  человек теряет целостность процесса, не видит своего вклада в продукт, что снижает мотивацию и эффективность. Формализация достигает пика, человек чувствует себя винтиком. Ограничивается возможность для творчества и развития. Растет разрыв в оплате труда начинающих и опытных профессионалов. Все меньшее количество людей стремятся освоить профессию, снижается спрос на образование в профессии.

Основные признаки:

  • снижение творческого компонента в деятельности, увеличение объема рутины
  • снижение производительности труда
  • снижение популярности профессии
  • снижение спроса на профессионалов на рынке труда
  • снижение спроса на образование, позволяющее освоить профессию.

 Деградация. На рынке развиваются технологии, которые делают бессмысленным существование профессии. По мере того, как все большее число компаний начинают использовать эту технологию, востребованность профессии снижается.  Резко падает спрос на профессию на рынке труда и рынке образования, снижается зарплата профессионалов.

Основные признаки:

  • появление “технологии-убийцы” профессии
  • резкое падение спроса на профессионалов на рынке труда
  • снижение заработной платы
  • прекращение работы образовательных систем, готовящих специалистов

Смерть. Профессия перестает существовать в прежнем виде. Профессионалы вынуждены искать себе применение в смежных областях, переучиваться, осваивать другие профессии. Профессия может остаться как символ, как история, перейти в разряд редких или экзотических. Однако, при этом она утрачивает свою прежнюю роль в экономике.

Основные признаки:

  • нет вакансий на рынке труда
  • профессия уходит в разряд редких или экзотических
  • нет массовых систем подготовки специалистов.

 Процесс рождения и умирания профессии является естественным ходом событий. Конечно, нужно понимать его механику. Однако, самое слабое звено в этом процессе - человек. Человек тяжело воспринимает новое, тяжело переучивается и ему сложно принять новую реальность. Изменения в человеке и в обществе в целом, не могут быть очень быстрыми, необходим период принятия, осмысления, адаптации.

Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.

Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.

Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы ; профессия — врач, специальность – терапевт, педиатр и т. д.

Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.

Под специальностью иногда понимают специализацию – разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.

Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.

• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Специализацияузко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и её рациональную организацию; это разновидность деятельности в рамках одной специальности. Например, профессия – врач, специальность –  хирург, терапевт, педиатр; специализация – кардиохирург, нейрохирург,

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.

Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/techno8/53-motivy-vybora-professii.files/image003.jpg

Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными). Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.

Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.

Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.

По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).

Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.

Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.

• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.

• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.

• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.

• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это специальность. Кроме того, учитель – это еще и должность.

 

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

Закончить хотелось бы строфой из известного произведения Владимира Маяковского «Кем быть»: «Книгу переворошив, намотай себе на ус – все работы хороши, выбирай на вкус!»

Новые слова и понятия

Профессия, специальность, специализация, должность

Проверяем свои знания

  1. Что такое профессия?
  2. В какое время не было определенного разделения труда, профессий?
  3. Чем профессия отличается от специальности?
  4. Чем специальность отличается от специализации?
  5. Чем профессия отличается от должности?
  6. Может ил профессия совпадать с должностью?
  7. Почему «дворник» и «курьер» — не профессии?

Задание: «Найди профессии».

Выпишите слова, обозначающие профессии.

Инженер, конструктор, директор, дворник, юрист, помощник юриста, исполняющий обязанности, кассир, завуч, учитель физкультуры, дрессировщик, начальник отдела, учитель, учитель начальных классов, врач, терапевт, главный конструктор, слесарь, курьер, хирург.

 

 

Категория: Технология 8 класс | Добавил: ИрЮр (11.11.2020)
Просмотров: 891 | Теги: специальность, должность, профессии | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:18:02

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz