§ 14. Профессиональный план
Нужно ли планировать свою жизнь, ближайшее будущее или надо жить одним днём? Какая из этих моделей поведения приведёт к личному и профессиональному успеху? Аргументируйте свой ответ. Что необходимо и что не надо делать, если не удалось достичь запланированного? Думали ли вы о своём будущем карьерном росте в выбранной профессии?
Не всем выпускникам школ, профессиональных колледжей, вузов удаётся достичь в жизни и профессии желаемых результатов. Это может происходить из-за того, что личные и профессиональные планы составлены без учёта индивидуальных способностей и возможных препятствий.
Жизненный план — это представление человека о желаемом образе жизни (социальный, профессиональный, семейный статус) и путях его достижения.
Каждый человек стремится как можно лучше узнать себя и, конечно же, как можно более полно реализовать себя, добиться успехов в жизни.
Теперь надо попытаться составить представление о своей будущей профессиональной деятельности, то есть выработать свой личный профессиональный план, позволяющий осуществить ваши профессиональные намерения.
Планы человека могут быть смутными, отрывочными или полными, ясными; устойчивыми или изменчивыми, реалистическими или фантастическими.
Профессиональный план — представление человека о своем желаемом профессиональном будущем и путях его достижения, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяженность во времени.
Планирование обычно бывает:
- долгосрочное (на несколько десятилетий вперед);
- на средний срок (несколько месяцев или лет);
- краткосрочное (несколько дней, недель).
Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.
При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь динамична и изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования:
- главная цель (чем заниматься? кем я буду? чего достигну);
- цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы);
- реалистичная оценка своих внутренних возможностей для достижения этой цели: способности, состояние здоровья, работоспособность и т.п.
- пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, где и как можно попробовать свои силы, где получить нужное образование, как повышать профессиональное мастерство, самообразование, какие профессионально важные качества надо сформировать и развить и т. д.;
- возможные внешние препятствия (трудности на пути достижения цели, способы их преодоления);
- свои возможности;
- запасные варианты на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.
В соответствии с этой моделью построения плана продумайте ответы на следующие вопросы.
1. Какова ваша главная цель (каким хочешь быть, чего достичь, кем хочешь стать)?
2. Каковы ваши ближайшие жизненные планы?
3. Какие существуют пути и средства достижения цели (какие шаги надо предпринять для того, чтобы достичь цели)?
4. Какие существуют внешние условия для достижения цели?
5. Какие у вас есть внутренние условия (возможности) для достижения цели?
6. Каковы запасные варианты и пути их достижения?
Ответы на эти вопросы – и есть пока еще ваш «смутный» профессиональный план.
В соответствии с этим проектом попробуйте спланировать, что вам необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. А после того как план готов, необходимо начать по нему действовать.
На успешность реализации профессионального плана влияют:
- определенность, ясность плана;
- полнота плана (когда учтены все необходимые факторы: направленность интересов, способности, состояние здоровья, уровень образования и т. д.);
- устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
- реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации профессионального выбора);
- логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение возможностей человека с требованиями профессии);
- согласованность плана с потребностями рынка труда;
- мотивация на выполнение плана.
Процесс принятия человеком любого решения обычно разделяют на несколько этапов.
1. Сбор возможных вариантов решения: глобальных и частных, реальных и нереальных, имеющих под собой основу и не имеющих. Все идеи лучше записать и подвергнуть анализу.
2. Сбор информации по каждому варианту решения. Чем полнее информация, тем с большей уверенностью можно будет принять или отвергнуть путь решения проблемы.
3. Исследование шансов успешности в каждом варианте: «Могу ли я на деле осуществить данный вариант?»
4. Разработка конкретного плана действий: определение факторов, способствующих или препятствующих данному варианту решения проблемы.
Какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?
Во-первых, это определение и оценка своих «хочу» и «могу», во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведения, рабочих местах и т. п. и, наконец, принятие решения и планирование достижения цели.
1. Узнать, где можно получить необходимые знания о будущей профессии.
2. Узнать учебные заведения, где можно получить квалифицированную профессиональную подготовку.
3. Обязательно посетить учебное заведение в «День открытых дверей», чтобы утвердиться в правильности своего выбора.
4. Узнать, какие и когда вступительные экзамены надо сдавать.
5. Хорошо подготовиться и сдать экзамены.
6. Окончить это учебное заведение.
7. Найти работу по выбранной профессии.
Схема личного профессионального плана
по Е.А. Климову
Главная цель:
|
Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться
|
Ближайшие задачи:
|
Первая область деятельности, специальность, работа
|
Более отдаленные перспективы:
|
Чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста
|
Пути и средства достижения цели:
|
Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (колледж, техникум, вуз, курсы)
|
Внешние сопротивления на пути достижения цели:
|
Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей
|
Внутренние условия достижения цели:
|
Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию
|
Запасные варианты и пути их достижения:
|
Например: «Не пройду по конкурсу в техникум (институт) – попробую поступить на ту же специальность в училище (колледж)»
|
Основные понятия и термины:
жизненный план, профессиональный план, основные этапы составления профессионального плана,
? Вопросы и задания
1. Приведите примеры профессий, имеющих повышенные требования к здоровью. Обоснуйте свой ответ.
Задание 1:
Составьте свой профессиональный план.
Опросник по построению личного профессионального плана Н.С. Пряжникова
1. Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему? ________________________________________ _______________________________
2. Зачем учиться после школы, ведь можно и так прекрасно устроиться? _________________________________________ _______________________________
3. Ради чего ты собираешься прожить свою жизнь (в чем ты видишь ее смысл)? _________________________________________ _______________________________
4. Выбрал ли ты профессию, если да, то какую? _________________________________________ ________________________________
5. Выдели основные этапы на пути к твоей профессиональной мечте (что собираешься делать после школы)? _________________________________________ ________________________________
6. Что ты знаешь о своей будущей профессии?
- предмет, содержание и условия труда _____________________________________
- профессионально важные качества _____________________________________
- где можно получить эту профессию _____________________________________
- востребованность профессии на рынке труда _____________________________________
7. Что повлияло на твой выбор (обведи нужное): самостоятельно принял (-а) решение; посоветовали родители; посоветовали друзья; что-то другое ________________________________________ __________________________________
8. Какие твои собственные недостатки могут помешать тебе на пути к профессиональной цели? Если можно, напиши что-то кроме лени, ведь многие, например, невнимательны, стеснительны, имеют проблемы со здоровьем и т.д. _________________________________________ ________________________________
9. Как ты собираешься работать над собой и готовиться к профессии? _________________________________________ ________________________________
10. Кто и что могут помешать тебе в реализации твоих профессиональных планов (какие люди и обстоятельства)? _________________________________________ ________________________________
11. Как ты собираешься преодолевать эти внешние препятствия? _________________________________________ ________________________________
12. Есть ли у тебя резервные варианты на случай неудачи по основному варианту? __________________________________________ _______________________________
13. Что ты уже сейчас делаешь для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение? Напиши, что ты делаешь кроме хорошей учебы в школе? _________________________________________ _________________________________
14. Если ты еще не выбрал будущую профессию или сомневаешься в своем выборе, то почему (обведи нужное):
- плохо знаю мир профессий;
- плохо знаю свои возможности;
- не могу выбрать из нескольких вариантов;
- не знаю, как выбрать профессию;
- другой вариант _________________________________ _____________________
Запиши вывод о своей готовности к построению личного профессионального плана. _________________________________________ _______________________________
|