Пятница, 19.04.2024, 02:28
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2312
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Технология 8 класс

§ 12. Стратегии профессиональной карьеры.

§ 12. Стратегии профессиональной карьеры

 

       Господин N сегодня занимает должность главного инженера крупного промышленного предприятия. Составьте список должностей (в обратном порядке), которые он, вероятно, занимал вплоть до начала инженерной карьеры после окончания вуза.

     Карьера  (фр. саrrierе) быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия, т.е.  продвижение вверх по служебной лестнице, успех в жизни.

        Французское слово "карьера" вошло в русский язык в 3040 годы XIX века как конкурент слова "поприще" быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой-либо другой деятельности, материальной выгоды, благополучия.

      Карьера – актуальное и популярное сегодня понятие. При этом разные люди вкладывают в это понятие разное содержание. Для кого-то «сделать карьеру» – значит получить определенную должность, статус в обществе. Для другого, важнее материальная сторона, высокий заработок. Третий может посчитать, что самое важное – быть хорошим специалистом, профессионалом в своем деле, прав каждый по своему, прав в отношении именно своей карьеры. Карьера – понятие индивидуальное, невозможно дать универсальный рецепт успешности. В каком направлении расти и чего достигать – каждый решает для себя сам.

       Профессиональная карьера это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности. Профессиональная карьера тесно связана с профессиональным становлением и мастерством. Напомним, что в содержание профессиональной карьеры включается более высокая (адекватная) оплата труда, подразумевающая улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, занятие определенных постов и должностей, приобретение свободы в принимаемых решениях, общественная оценка трудовых заслуг, личная удовлетворенность профессиональной деятельностью.

        Различают вертикальную и горизонтальную карьеру.

Вертикальная карьера – должностной рост, связанный с руководством людьми, участками деятельности, продвижение по служебной (иерархической) лестнице (например, водитель  – начальник автоколонны – директор автопарка).

Можно стремиться занимать высокие должности, то есть расти вверх, постоянно повышая собственную планку. С изменением должности меняется, естественно, и содержание профессиональной деятельности. Так, например, учитель химии, становясь заместителем директора (а возможно и директором), вынужден уделять меньше внимания своему предмету, занимаясь в большей степени административной, организационной работой. В данном случае речь идет о карьере по вертикали.

https://sun9-71.userapi.com/c841535/v841535217/4e931/N8l-qKu93Fk.jpg

Горизонтальная карьера – рост профессионального мастерства, (например, повышение рабочего разряда, категории, получение награды, почётного звания, учёной степени); перемещения, связанные с улучшением условий труда, места работы, заработной платы; про таких людей говорят «он на своем месте», «слесарь золотые руки» и т.д.

Это другой вариант развития – двигаться вглубь, всё лучше и лучше осваивая свою профессию. Здесь главная цель, которую ставит перед собой человек, – стать высококлассным профессионалом. В этом случае учитель химии не будет стремиться к должности заместителя, а будет постоянно повышать квалификацию в рамках своего предмета, посещая различные курсы, семинары и становясь учителем первой, высшей категории, заслуженным учителем. Здесь мы говорим о карьере по горизонтали.

       Следует помнить, что если есть мастерство, то должность приложится. Для карьеры важно бывает не только добиться определенной должности, но и удержать ее. Профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии и профессиональная подготовка являются первым этапом профессиональной карьеры.

         Квалификация уровень развития специальных способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде.

           Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник и которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта.

Условия успешной карьеры:

мотивация   побуждение к действию (благополучие, справедливость, власть, деньги). Она должна быть присуща человеку, а не идти извне от родственников, друзей;

реальность выдвигаемых целей правильное соотношение своих возможностей с трудностью достижения цели. Например, чтобы стать Президентом России, надо достичь 35-летнего возраста, иметь высшее политическое, экономическое или юридическое образование, иметь опыт работы в государственных органах власти, быть избранным народом;

возможности личности наличие способностей (физических, психологических, профессиональных) в избранной деятельности.

Профессиональная деятельность и карьера будут успешными лишь в том случае, если способности и возможности человека соответствуют выбранной профессии.

Очень часто параллельно с понятием «карьера» проходит такое понятие как «карьеризм».  Под карьеризмом понимается получение материальных благ, выгод, власти, наград явно незаслуженных или нечестным образом полученных (взятка, лесть, обман, шантаж). Карьера начинается с осознанного выбора профессии, и её следует отличать от карьеризма, под которым понимается достижение успехов в любых видах деятельности, вызванное стремлением к личному благополучию. Карьерист отдаёт свою энергию служебному росту, а не росту профессионального мастерства.

        Несомненно влияние на профессиональную карьеру такого качества, как призвание. Призвание склонность к тому или иному делу, профессии. Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человека, требованиям профессиональной деятельности. Труд по призванию помимо внешних достижений дает и внутреннее чувство удовлетворения результатом и самим процессом деятельности.

          Интересные мысли о призвании высказал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский: «Призвание это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти свое призвание, утвердиться в нём это источник счастья. Человек господин своего призвания. Призванием становится интерес, помноженный на труд. Человек творец своего призвания».

Как найти свое призвание?

         Во-первых, надо знать мир профессий и конкретно избираемую вами профессию. Для этого ее надо изучить не только теоретически, но и практически. На основе этого возникает предметное сознание.

         Во-вторых, надо знать самого себя (интересы, склонности, особенности памяти, характера, здоровья и т. д.), В результате самопознания возникает профессиональное самосознание (образ «Я»).

       Благодаря единству предметного сознания и профессионального самосознания возникает призвание. Призвание идеальное сочетание, комплекс качеств (психологических, физических, моральных), обеспечивающих успех в профессии. Влияние призвания на профессиональную карьеру выражается в следующем:

  • человек показывает высокие результаты труда:
  • быстро растет профессиональное мастерство, человек становится мастером своего дела;
  • соответственно он получает большую оплату своего труда, другие социальные льготы;
  • у человека возникает чувство удовлетворения результатом своего труда и самоуважение.

  На профессиональную карьеру оказывает влияние, как считает большое количество населения – успех.

        Успехудача в достижении чего-нибудь, хорошие результаты в работе, учебе или другом виде деятельности. Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических.

       Но прежде всего в профессиональной карьере нужно опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело.

Профессиональная пригодностьсоответствие задатков, способностей, желаний человека и требований профессии. Например, женщины не могут быть шахтёрами из-за тяжёлого физического характера труда, больные дальтонизмом не смогут стать профессиональными художниками, а люди с заболеваниями сердца – лётчиками и т. д.

Существует несколько степеней профессиональной пригодности: непригодность к профессии, годность, соответствие профессии и призвание.

О непригодности говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, которые несовместимы с работой по профессии, специальности, или работа может усугубить имеющиеся отклонения в здоровье (например, ухудшение зрения, слуха).

Годностьспособность человека освоить профессию при отсутствии особых к ней способностей.

Соответствие человека определённой профессиональной деятельности – наличие личностных качеств и способностей, соответствующих профессии.

        При планировании карьеры следует учитывать также и социально-экономические факторы. План профессиональной карьеры должен учитывать следующие вопросы:

  • смысл и цель жизни;
  • планируемая профессия (основной и запасные варианты);
  • предполагаемое образование (содержание и уровень);
  • профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • предполагаемые должность, пост;
  • желаемый размер оплаты;
  • место проживания, жилищные условия.

      Со временем план профессиональной карьеры будет уточняться и конкретизироваться.

Стратегия профессиональной карьеры  – это процесс сознательной и рациональной деятельности личности по выбору способов достижения целей в профессиональной деятельности в долгосрочной временной перспективе с учётом соотнесения своих возможностей.

Четыре типа профессиональных стратегий

1. «Потенциальные профессионалы» – ценностно-ориентированы в своей профессии, высокомотивированы. Достаточно рано самостоятельно и осознанно выбирают профессию. Воспринимают профессию как жизненное призвание и не могут себя представить вне своей работы и профессии. Людям этого типа несвойственно перебирать варианты профессий, направлять документы в несколько вузов в расчёте поступить по баллам. Стратегия строится следующим образом: чётко выбрав единственный профессиональный путь, приложить максимум усилий для его осуществления. Профессионалы детально и красочно описывают свою работу, подробно рассказывают о своих обязанностях и достижениях. Они ориентированы на рост в профессии, а карьера для них лишь способ продвижения вперёд, будущее проектируют конкретно.

2. «Мобильные карьеристы»  – практикуют нелинейный рост карьеры. Для них характерны резкие смены профессий, сфер деятельности и мест работы. На новом месте они увлекаются новым делом и достигают в нём успехов. Карьеристы ориентированы на «профессию для себя» (профессия для самореализации), а не на «профессию для других» (что я мог бы сделать для людей). При выборе образовательной организации им важен престиж и качество образования. Характерна занятость в студенческие годы, не связанная с получением профессии. Наиболее склонны к самостоятельному поиску работы. Черта этой группы – стремление развиваться, получая повышение в должности и увеличение зарплаты. Профессиональные планы чёткие, самоопределяются в более зрелом возрасте, поэтому меньше привержены конкретной профессии и более мобильны в поисках работы.

3. «Стабильно занятые»  – крайне редко по своей воле меняют место работы. Стремление сделать карьеру выражено слабо, сильной заинтересованности в работе нет, реализуется стратегия избегания трудностей. Выбор профессии зачастую сделан не самостоятельно, а по прямому указанию родителей. При трудоустройстве зачастую используют родственные связи. Мало говорят о достижениях, планы профессионального роста отсутствуют, важен стабильный доход.

4. «Неопределившиеся (депрофессионализированные)» – слабо ориентированы на свою специальность (получение которой заведомо не интересовало, учились для диплома в близлежащем учебном заведении), не имеют желания сделать карьеру, преуспеть в профессии, их профессиональные цели краткосрочны и расплывчаты. Профессиональный путь неопределившихся нестабилен, они часто меняют работу. Как правило, заняты на работах, не требующих квалификации.

Первые две стратегии позволяют достичь успехов в профессиональной карьере.

При разработке жизненного и профессионального планов, стратегии профессиональной карьеры следует учесть, что цикл жизни профессий постоянно сокращается. Если раньше полученного профессионального образования хватало «на всю жизнь», то теперь для сохранения конкурентоспобности на рынке труда человеку необходимо постоянно быть готовым как к повышению своей профессиональной квалификации в рамках профессии, так и к смене профессии.

Обучение «на всю жизнь» («для жизни») постепенно, с развитием производственных и информационных технологий меняется на обучение «через всю жизнь».

В нашей стране для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей конкретных обучающихся 10–11 классов, их профессионального самоопределения и личностного развития Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено профильное обучение, которое обеспечивает углублённое изучение отдельных учебных предметов, индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, сетевое взаимодействие школы с колледжами, вузами, центрами дополнительного образования, предприятиями и организациями в интересах обучающихся. Таким образом, на уроках, профильных курсах, занятиях в кружках и секциях, экскурсиях каждый из старшеклассников может получить информацию, знания и умения в интересующей его сфере будущей профессиональной деятельности. При таком обучении необходимые предметы изучаются на профильном уровне, а остальные – на базовом. Наиболее востребованы следующие профили: естественно-научный, физико-математический, информационно-технологический, социально-гуманитарный.

Как правило, в каждой школе обучающиеся и их родители, педагогический коллектив и администрация школы принимают совместное решение о выборе профиля(ей) обучения в старших классах с учётом соблюдения интересов и возможностей всех сторон.

Правильно выбранное профильное обучение поможет вам окончательно утвердиться в своём профессиональном выборе и поступить в колледж или вуз.

Практическая работа

  1. Составьте перечень профессиональных знаний и умений, которыми должен обладать человек избранной вами профессии.
  2. Составьте план своей будущей профессиональной карьеры.

Основные понятия, термины

Профессиональное становление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство, профессиональное творчество, объективно новое, субъективно новое, карьера, призвание, обучение «на всю жизнь», обучение «через всю жизнь», профильное обучение.

Вопросы для самопроверки

  1. Что следует понимать под профессиональной карьерой? Чем отличается карьера от карьеризма?
  2. Назовите основные этапы профессионального становления личности.
  3. Как влияют уровень притязаний и призвание на профессиональную карьеру? Охарактеризуйте другие факторы, влияющие на карьеру.
  4. Назовите структурные компоненты плана профессиональной карьеры.
  5. Обсудите карьеру известных людей, современных политических деятелей. Какой стратегией профессиональной карьеры они достигли успеха?
  6. Обсудите проблему: вам предложили должность директора предприятия, но ваша семья поставила ультиматум: «Или мы, или карьера!». Как вы решите эту проблему, что выберете — семью или карьеру? Можно ли найти компромисс?
  7. Как вы считаете, от каких внешних условий может зависеть успешность вашей карьеры?

Задание

Напишите мини-сочинение «Для моего жизненного успеха необходимо…»

 

Категория: Технология 8 класс | Добавил: ИрЮр (13.11.2020)
Просмотров: 3062 | Теги: технология, стратегии, карьеры, профессиональной, 8 класс | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:02:28

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz