Пятница, 29.03.2024, 11:36
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2311
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Технология 8 класс

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения.

§ 10. Психические процессы, важные для профессионального самоопределения

 

Любая работа требует определенной скорости, темпа её выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов.

Психические процессы – основа всей жизнедеятельности человека, они тесно взаимосвязаны и сливаются в один процесс психики. Взаимосвязь психических процессов заключается в том, что восприятие невозможно без ощущений, память без восприятия, а внимание без мышления.

1. Ощущениеотражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.

Но ощущения не могут дать полного описания объектов. Хорошо описывает это игра, в которой, нужно не глядя в мешок, только на ощупь определить, что там лежит. Если мы закроем глаза и в незнакомом месте дотронемся до, например, письменного стола, то с одного касания мы вряд ли определим, что это стол. Мы просто почувствуем горизонтальную твёрдую поверхность. Эта поверхность может оказаться крышкой рояля или сиденьем стула.

В профессиональной деятельности человека ощущения и восприятия играют немаловажную роль.  Ориентироваться в мире человеку помогают следующие важные ощущении:

  1. Зрительный – цвет, величина, конструкция расположение в пространстве;
  2. Слуховые - речь, звук, шум;https://pbs.twimg.com/profile_images/809363296734343169/Kk-EQYBs_400x400.jpg
  3. Обонятельный – запахи;
  4. Вкусовые – сладкое, солёное, горькое, кислое;
  5. Кожное – прикосновение, температура, боль;
  6. Кинетическое – координация и контроль движения;
  7. Вибрационное – колебание упругой среды;
  8. Статистическое – положения тела в пространстве;
  9. Органические – голод, жажда, общее самочувствие.

Ощущения в свою очередь являются частью более сложного психического процесса – восприятия.

2. Восприятиеотражение предметов и явлений в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение и восприятие тесно связаны между собой.

Кроме того, восприятие зависит в большей степени от опыта. Оно возникает на основе ощущений, но не равно их сумме. Например, по опыту мы знаем, что у рояля есть крышка, клавиши, педали. Но воспринимать рояль мы будем именно целым: с крышкой, клавишами и педалями.

В профессиональной деятельности  человека ощущение и восприятие играют немаловажную роль.

Зрительное (рассматривание)– для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Специалисты по окраске тканей различают до 60 оттенков черного цвета. Сталевар по слабым цветовым оттенкам расплавленной стали определяют её температуру и количество примесей. Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и мешает в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, водителям, художникам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и  др.

Слуховые ощущения (слушание) – являются главными для музыканта, настройщика инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Летчики и авто-техники по звуку определяют частоту вращения двигателя.https://a.d-cd.net/1653c6es-1920.jpg

Осязательные ощущения (ощупывание) должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников.

Вкусовое, обонятельное. Так, например, никакой прибор не может распознать вкус и аромат продукта (кофе, чая, духов и др.). Хорошее обонятельное ощущение – профессионально важное качество дегустатора, повара, парфюмера. 

Двигательные ощущения являются профессионально важными для спортсменов, артистов цирка, каскадеров и др.

Наше восприятие меняется под влиянием условий жизни.

3. Вниманиенаправленность и сосредоточенность психической деятельности человека, на тех объектах, которые имеют для личности определённую значимость.

По степени активности человека в организации внимания различают: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Непроизвольное внимание возникает само собой, когда предмет-раздражитель интересный и яркий. Например, вы обратите внимание, если в толпе увидите человека в яркой одежде или если в тишине громко зазвонит телефон.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, мотивировано и направляется на объект под влиянием принятых решений и поставленных целей. Примером такого внимания можно назвать сортировку чего-либо. Например, мы сортируем белье для стирки. Выбираем белые или цветные вещи. Или ждём определённый автобус на остановке.

https://konspekta.net/studopediaru/baza25/12429786795866.files/image003.jpg

Под послепроизвольным вниманием понимают внимание, которое сначала было произвольным, а потом стало непроизвольным. Например, вам нужно прочитать книгу для внеклассного чтения по русской литературе. Сначала книга показалась неинтересной и скучной, и чтобы не бросить чтение вам приходится прилагать много усилий. А потом сюжет захватывает так, что оторвать от чтения вас очень сложно.

Внимание очень важный психический процесс. Проявляя внимание, человек вырабатывает в себе важное качество – внимательность, которую можно и нужно развивать.

Внимание характеризуется следующими качествами: объёмом, концентрацией, устойчивостью, переключением, распределением, от наличия которых рекомендуется выбирать ту или иную профессию.

Объём информации – это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Большой объём внимания требуют такие профессии как диктор, бухгалтер, экономист, оператор, машинистка, телеграфист, экономист, агроном и прочие

Концентрация  внимания – степень сосредоточенности на объекте. Большой концентрации внимания требуют профессии микробиолога, хирурга, скульптора, токаря, часового мастера…

Устойчивость внимания – длительное сосредоточение внимания на объекте. Хорошая устойчивость внимания нужна чертёжникам, художникам, швеям, фрезеровщикам, конструкторам.

Переключение внимания – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Это качество очень важно для воспитателей детских садов, учителей, следователей, продавцов, водителей и др..

Распределение внимания – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Полезно такое качество для учителя, водителя, наладчика оборудования, оператора добычи нефти, педагога.

Развитие внимательности:

  • приучаться работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, уметь сконцентрировать внимание;
  • всегда выполнять работу активно, ответственно, сосредоточенно;
  • браться за интересную, трудную, но посильную работу; тренировать профессиональное внимание;
  • повышать устойчивость внимания;
  • тренировать внимание так, чтобы удерживать в поле деятельности одновременно несколько объектов и при этом сохранять высокий темп работы;
  • уметь переключать внимание, чередуя вид деятельности или её цели.

4. Представлениенаглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. Бывает временное, пространственное, визуальное, абстрактно-логическое.

5. Воображениепсихический процесс создания новых образов на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность.

https://secure.diary.ru/userdir/8/1/1/2/81122/84678735.jpg

6. Мышлениеособая форма отражения окружающей действительности, которая устанавливает связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление всегда имеет целенаправленный характер, так как любой акт мышления направлен на решение определенной мыслительной задачи, нахождения ответа на вопрос, возникший в сознании. Наиболее ярко оно проявляется в деятельности ученого, следователя, актера.

Мышление состоит из нескольких операций.

1. Анализ – мысленное разделение предметов на части или свойства. Пример анализа – разделение предметов по форме.

2. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. Например, мы знаем, что все мячи – круглые.

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними. То есть если мы сравним мячи, то общим будет то, что они все круглые, а различиями будут их размер и цвет.

4. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Например, по форме, цвету, вкусу.

5. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, все предметы перед вами – овощи.

По характеру решаемых задач выделяют мышление:  предметно – действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Иногда, как вид, выделяют интуитивное мышление.

Предметно-действенное – это мышление, которое опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними.

Наиболее характерен этот вид мышления для маленьких детей до трёх лет. Дети сравнивают предметы, накладывая один на другой или приставляя один к одному. Людей, у которых наиболее развито предметно-действенное мышление – называют мастер на все руки. Они лучше усваивают информацию через движение, у них хорошая координация движений. Весь окружающий нас предметный мир создан руками именно таких людей.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления и образы.

Например, когда мы приступаем к ремонту квартиры, мы представляем себе конечный результат. Такой вид мышления позволяет придать форму изображения таким вещам, которые практически невозможно увидеть.

Благодаря именно наглядно-образному мышлению мы получили изображение внутреннего строения земного шара. Наглядно-образное мышление лучше развито у художников, писателей, поэтов и режиссёров. Они могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет. Но, как и темперамент, очень редко эти типы мышления встречаются в чистом виде. Чаще всего преобладает один или два, но присутствуют все.

Словесно-логическое мышление – осуществляется с помощью логический операций над понятиями.

Примером такого мышления служит обычный уличный термометр. Глядя на температуру, мы можем определить тепло за окном или холодно. Глядя на деревья и кусты – можно определить ветрено или нет и так далее. Если наиболее развито словесно-логическое мышление, то подходят такие профессии как: учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист. Занимаясь этими профессиями надо уметь сформулировать свои мысли и донести их до людей. Такой вид мышления нужен руководителям, политикам и общественным деятелям.

Чтобы определить, какой вид внимания у вас развит больше и лучше –  существуют специальные психологические методики, их можно найти в специальных справочниках или на специализированных сайтах.

7. Память способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению того, что было в прошлом опыте. В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохранение, забывание и восстановление. У каждого человека свой вид памяти, характерный для него.  Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память – запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

Кроме того существует: слуховая, зрительная, словесная, тактильная (осязательная) памяти.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам, конечно же, знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная, т.е. автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Кратковременная память –  быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок  (мама попросила сегодня купить сахар, завтра это помнить уже не надо).

Оперативная память –  хранение информации на определённый срок.

Долговременная память –  информация запоминается надолго. Вы помните свой день рождения? А мамы? Время неумолимо движется вперед, оставляя позади великие события в жизни народов. Невольно вспоминаются слова из песни: «А годы летят, наши годы летят, и некогда нам оглянуться назад». Но есть события, которые постоянно помнишь, постоянно возвращаешься к ним, чтобы их достойно отметить. Одним из таких великих событий является День Победы в Великой Отечественной войне, которому в мае 2020 года исполнилось 75 лет. Это событие всемирно-исторического значения. И сколько бы ни прошло столетий, тысячелетий, это событие останется навсегда в памяти народов.

Память развивается в процессе деятельности, требующей запоминание. Лучше запоминается то, что связано с интересами личности. Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности Логическая связь мыслей способствует запоминанию

8. Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях:

во-первых, сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность;

во-вторых, в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой);

в-третьих, в показателях помехоустойчивости «сильные» в большей степени способны противостоять действию посторонних раздражителей.

в-четвертых, в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой).

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость к воздействию сверхсильных раздражителей и, тем самым, повышает надежность его деятельности в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек-машина».

Существуют профессии, в которые необходимо проводить специальный психологический профотбор. Так, лицам со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако существуют профессии, где преимущества будут у «слабых». Так, многие «слабые» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения заданий, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими нервными затратами справляются с однообразной, монотонной работой. Им могут быть рекомендованы профессии, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик алмазов, зубной техник, сборщик микросхем, программист и т.д,). С высокой чувствительностью слабой нервной системы связано, видимо, то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой такого типа. Так, в работе И.А.Левочкиной показано, что из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы.
 

Новые слова и понятия

Ощущение,  восприятие,  внимание,  представление,  воображение, мышление,  память, нервная система

Проверяем свои знания

  1. Охарактеризуйте известные вам виды воображения и восприятия. Как учитывать их при выборе профессии?
  2. Что такое представление? Для каких профессий необходимо развитое представление?
  3. Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии?
  4. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к образной или словесной памяти.
  5. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к практическому, образному и логическому мышлению.

 

 

 

Категория: Технология 8 класс | Добавил: ИрЮр (14.11.2020)
Просмотров: 6657 | Теги: самоопределения, Важные, процессы, психические, для профессионального | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:11:36

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz