Четверг, 25.04.2024, 15:35
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2312
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » технология 7 класс

§ 19. Басма.

§ 19. Басма

 

      Басма (в переводе с тюркского — «отпечаток») — это тонкие листы металла с рельефным рисунком, полученным путем выдавливания (рис.1). Весь рисунок наносят сразу, а не по частям, как при тиснении по фольге с помощью давилок.

http://ruskuznitsa.ru/wp-content/uploads/2017/08/%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4-01-480x355.jpg

Рис. 1. Оклад иконы

       В русском декоративно-прикладном творчестве техника басмы зародилась еще в X—XI вв. Басма применялась для оковки всевозможных изделий: рам для икон, переплетов книг, ларцов, сундуков и т. п. Основу изделия делали из древесины и на нее при помощи мелких гвоздей набивали басму, сплошь закрывающую столярную конструкцию и превращающую изделие как бы в чеканное.

Рис.2.  Переплёты книг

     Для тиснения басмы изготовляют басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами, без острых краев и выступов (рис.3). Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1...2 мм.

 

Рис. 3. Фрагмент басмы

       Матрицы изготовляют литьем из медных сплавов. Также для изготовления матриц используют стальные заготовки, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок. Несложный рисунок можно нанести на матрицу фрезерованием концевыми фрезами на фрезерном станке. В настоящее время иногда применяют составные матрицы, в которых элементы рисунка в виде полосок металла прикрепляют к плоскому (стальному или алюминиевому) листу заклепками или винтами.

          Толщина медных басменных матриц составляет 6...12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

        Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2...0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары киянкой, под действием которых свинец (благодаря своей пластичности) вдавливается во все углубления матрицы, точно повторяя ее рельеф. Таким же образом вдавливается и металлический лист, помещенный между матрицей и свинцовой прокладкой.

         После тиснения свинец удаляют и с матрицы снимают басму — тонкий рельеф, очень точно повторяющий все детали матрицы.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/562579__06.jpg

Рис. 4 Технология изготовления басмы

        Рисунок на басме получается более мягким и сглаженным, чем на матрице. Чем толще лист, тем больше это расхождение.

        В современных условиях вместо листового свинца часто используют прокладки из твердой резины толщиной 10...15 мм, а давление на них осуществляют с помощью ручных прессов.

        Художественные изделия из металла на ювелирных фабриках и в цехах предприятий, выпускающих подарочные изделия, сувениры и др., изготавливают художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Это интересно!

     Тонкие листы металлической фольги с печатным рельефным узором, а также технику их изготовления издревле называют в декоративно-прикладном искусстве коротким словом — басма. В Древнюю Русь басма пришла из Средней Азии и в переводе с тюркских языков означает «тиснение». Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Суть их заключалась в том, что тонкие металлические листы клали на отлитую заранее из бронзы матрицу с рельефным изображением. Сверху лист накрывали свинцовой пластинкой, но которой с силой ударяли молотком. Свинец заполнял углубления матрицы. Под его давлением мягкая фольга растягивалась и, ложась на поверхности рельефа, точно передавала все его особенности.

        Уже в I тысячелетии н. э. славянские мастера использовали технику басмы для изготовления поясных бляшек, накладок, височных колец и других украшений. Так же, как и литье, басма давала возможность получать большое количество одинаковых рельефных изображений, то есть тиражировать изделия. Внешне басменный рельеф мало чем отличается от литого. Поскольку на его создание уходит меньше металла, он гораздо легче. Экономия металла, особенно золота и серебра, — одна из основных причин, способствовавших широкому распространению техники басмы в Древней Руси. При раскопках древнего Новгорода в культурном слое XII века на усадьбе художника Олисея Петровича Гречина был найден фрагмент ризы для большой иконы с тиснением по мягкой бронзе. Сохранились иконы XIII–XIV веков из Суздаля, декорированные серебряными и золотыми орнаментами с тонкой проработкой деталей. Нередко древние мастера сочетали басму с чеканкой. При этом басменный рельеф был вспомогательным и служил как бы канвой, по которой выполнялась чеканка. Порой рельефы, выполненные в смешанной технике, трудно отличить от изначально чеканной работы. Мастера такой прием называли басмой на чеканное дело. В этой технике выполнены серебряные оклады икон Донской Богоматери и Олигитрии (конец XIV — начало XV века), хранящиеся в Загорском музее.

       Одной из вершин русской басмы является оклад иконы Дмитрия Солунского, выполненный в 1586 году. На нем древний мастер изобразил сложные многофигурные композиции, объединив их в единое целое традиционным басменным орнаментом в виде извивающихся растительных побегов, в изгибах которых расположил причудливые цветы. Излюбленный традиционный орнамент служил своеобразным декоративным фоном, объединяющим клейма — многофигурные композиции, изображающие сцены христианской мифологии. В XVII веке мотив вьюнка с пышными цветами в завитках постепенно исчезает. Позднее художники стали разрабатывать и развивать новые темы орнаментального декора.

       Изготовление басмы не требует сложного оборудования, поэтому басменная техника может найти самое разнообразное применение не только в школьной, ни и домашней мастерской. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо получить множество совершенно одинаковых узоров, например, для багета, идущего на изготовление карнизов и рам. Часто при изготовлении мебели применяют ручки с декоративным рельефом. Нужное число рельефов для этих ручек нетрудно сделать самостоятельно, используя технику басмы. При необходимости можно изготовить по заранее разработанным эскизам все возможные значки, эмблемы, накладные рельефы для призовых кубков и многое другое.

Практическая работа   "Изготовление басмы"

  1. Подготовьте к работе басменные матрицы, например с изображением эмблемы школы или класса, художественно оформленных накладок на замочную скважину и др.
  2. Применяя описанные выше приемы, изготовьте вручную или с помощью пресса изделия в технике басмы.
  3. Продумайте и изобразите в рабочей тетради эскизы басмы, которую вы могли бы изготовить для украшения мебели и других изделий из древесины.

Новые слова и понятия

Басма, басменная доска, художники и мастера декоративно-прикладного искусства.

Проверяем свои знания

  1. Что такое басма?
  2. Для какой цели служат басменные доски? Как их изготовляют?
  3. Почему рельефный рисунок на басменных досках делают не очень высоким?
  4. Назовите последовательность изготовления басмы.

 

 

Категория: технология 7 класс | Добавил: ИрЮр (29.11.2020)
Просмотров: 4038 | Теги: басма, из метала | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:15:35

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz