Пятница, 29.03.2024, 10:55
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2311
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Технология 6 класс

§ 23. Технологическая система: входы и выходы, управление, обратная связь.

§ 23. Технологическая система: входы и выходы, управление, обратная связь

 

В современной жизни нас окружает много разных предметов: мебель, техника, оде­жда, транспорт, книги и др. Все эти предметы стали неотъемлемой частью нашей жизни, ведь они облегчают работу людей, создают уют в помещениях, способствуют отдыху и т.п. Оде­жда, обувь, книги, мебель, посуда, машины и много других вещей являются результатом труда или объектами технологической деятель­ности человека.

       Изготовление любого изделия нуждается в затратах энергии, материалов и использовании оборудования. Изготовить одно и то же изделие можно с разными затратами энергии и матери­алов. Это зависит от сырья, избранного обору­дования, формы и размеров изделий.

       Любая технология состоит из таких элемен­тов: предмет труда (то, что необходимо изготовить), средства труда (технические устройства для изготов­ления изделий), носители технологических функций (работник, коллектив и т.п.), продукт труда.

       Предмет труда объект, на который человек воздействует в процессе трудовой деятельности, превращая его в нужное изде­лие. Если человек вымешивает тесто, то тесто - предмет труда. Предметом труда есть металлическая заготовка, которую токарь обрабатывает на станке.

      Средства труда это орудия труда (оборудование, машины, механизмы, инструменты), с помощью которых человек, дейст­вуя на предметы труда, изготавливает изделия.

       Решающая роль среди них принадлежит механическим сред­ствам. Орудия труда, которые необходимы для выполнения опре­делённой работы, называют технологическим оборудованием (технологическими средствами).

        В зависимости от функций, выполняемых в процессе работы, определённая вещь может служить и предметом, и средством труда. Так, швейная машина, с помощью которой шьют одеж­ду, принадлежит к средствам труда, а та, что находится в ремон­те, - к предметам труда.

        Материальным результатом труда человека является продукт труда. Это разные детали, механизмы, швейные изделия и т.п.

В деятельности человека выделяют два основных вида исследовательскую деятельность, служащую для познания законов природы, и преобразующую деятельность, предназначенную для создания необходимых человеку изделий, продуктов, услуг и т. д.

К преобразующей деятельности относится, например обработка различных материалов: древесины, металла, тканей, пластмассы. Из них люди производят изделия, удовлетворяющие их потребности. Преобразовывать может и энергия. Так, дома электрическая энергия может преобразовываться в тепловую – для обогрева помещения и приготовления пищи или в световую – для освещения комнат.

Исследоваться и преобразовываться может и информация. В процессе общения люди обмениваются информацией. Она может передаваться на расстояние с помощью различных устройств: телефонов (рис. 1, а), телевизионных приёмников (рис. 1, б), компьютеров. Например, получить информацию о состоянии здоровья человека можно помощью специального прибора — термометра (рис. 1, в)

https://rmmz.fis.ru/userfoto/8261053.jpg     http://www.domino.am/wp-content/uploads/2018/02/1512212794-16764027.jpg     

Рис. 1. Устройства для получения и передачи информации: а – телефон; б – телевизионный приёмник; в – термометры

0та информация позволит понять, нуждается ли человек в помощи врача.

Для того чтобы организовать преобразующую деятельность, необходимы знания законов природы и способов их применения на практике. Нужно определить методы, приёмы, режимы работы, последовательность действий. Знание о каком-либо виде преобразующей деятельности определяет конкретную технологию.

Слово «технология» произошло от двух древнегреческих слов: tесhno – «мастерство» и lоgоs – «знание», «наука». Таким образом, технология – это знания о мастерстве в человеческой деятельности. Иным словами, технология — это наука о преобразующей деятельности человека, знания о преобразованиях материалов, энергии и информации по плану и в интересах человека.

Традиционно понятие «технология» складывалось в сферах, связанных с изготовлением какого-либо вещественного продукта: ткани, посуды, оружия, средств транспорта и т. д. Применительно к этим производственным сферам технология это совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов или полуфабрикатов. а также наука, разрабатывающая все эти приемы и способы.

        Технологию обычно рассматривают в связи с конкретной отраслью производства (машиностроением, строительством и т. д.) или в зависимости от предмета труда (материал, энергия, информация и др.). На схеме представлены различные виды промышленных технологий.

Виды промышленных технологий

          Любая производственная технология, современная или архаическая, решает три основополагающие технологические проблемы, которые можно сформулировать в виде вопросов:

  • Как обрабатывать?
  • На чем обрабатывать?
  • Чем обрабатывать?

      Рассмотрим подробнее, в чем смысл этих вопросов.

       Все промышленные технологии базируются на процессах обработки, видоизменения материалов. Например, технологии получения металлов основаны на процессах изменения химического состава и физических свойств руды; технологии механической обработки на процессах изменения формы обрабатываемых деталей; химические технологии на химических реакциях. Поэтому ключевым моментом при создании технологии является разработка процесса обработки материала, отвечающая на вопрос: «Как обрабатывать?».

         В современном мире именно способ обработки деталей является главным секретом производства, фирмы-производители берегут его с особой тщательностью. И если конструкции изделий (автомобилей, космических кораблей, даже военной техники) часто не являются тайной, то процесс обработки (ноу-хау) засекречивают всеми возможными способами. Например, начертить схему компьютерного микропроцессора могут многие инженеры-электронщики, но как его сделать, какие процессы обработки применить, знает только небольшая группа специалистов.

Существует много разных технологий. С помощью одной технологии можно приготовить определённый вид еды, с помощью другой технологии – найти нужную информацию в учебнике или в сети Интернет, с помощью третьей технологии – организовать учёбу в классе.

В связи с этим технологии делятся:

• на материальные (преобразование, обработка материалов);

энергетические (производство, передача и использование энергии);

информационные (преобразование, обработка информации);

социальные (работа с людьми).

Таким образом, человек создаёт и использует различные технологии для удовлетворения своих потребностей. При этом он преобразует окружающий мир.

Мир, который нас окружает, можно разделить на дне части. Первая – это мир природы (рис. 2). Вторая – это мир, созданный человеком (рис. 3). Искусственные технические объекты, созданные и используемые человеком составляют техническую сферу (техносферу). В неё входят технические устройства и технические системы.

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/0/129/320/129320543_Altay.jpg

Рис. 2. Мир природы

https://nonstopholidays.pl/wp-content/uploads/2016/02/boston-635x300.jpg

Рис. 3. Мир, созданный человеком

Для создания технических объектов человек используют различные технологии, которые постоянно совершенствуются. В связи с этим одни технологии устаревают и перестают использоваться, на смену им приходят новые, более эффективные.

Применение современных технологий позволяет решать важные социальные проблемы, например, бороться с нехваткой продуктов питания. Использование таких технологий имеет положительные последствия для общества. Но в то же время есть такие технологии, использование которых приводит к отрицательным экологическим последствиям.

Однако знания процесса обработки недостаточно для изготовления современных сложных изделий. Надо знать, «на чем обрабатывать», какие использовать технологические машины (станки, прессы, станы, печи и др.) и технологические приспособления.

        Технологические машины обеспечивают скорость выполнения технологического процесса (другими словами производительность) и точность изготовления изделий. Технологические приспособления, расширяя ограниченные физические возможности человеческих рук, позволяют прочно и жестко закреплять инструменты и обрабатываемые заготовки на станке, а также совершать сложные и точные движения инструментом. Например, стол современного фрезерного станка обеспечивает перемещение установленной на нем детали по шести пространственным координатам (трем линейным и трем вращательным) с точностью до 0,001 мм.

       В современных технологических процессах обработки на заготовку воздействуют с помощью энергии различного вида тепловой, механической, электрической, химической или волновой. Для этого применяют разные инструменты: резцы, сверла, штампы, электроды, лазерный луч, химические реактивы и др. Инструменты непосредственно воздействуют на деталь, поэтому от точности, прочности, жесткости, надежности инструментов во многом зависит качество получаемого изделия. Выбор необходимого инструмента и есть ответ на вопрос: «Чем обрабатывать?».

Три составляющие технологии

     Другими словами, каждая технология состоит из трех составляющих:

  1. процесса технологической обработки;
  2. станка;
  3. инструмента.

         Эти компоненты взаимно влияют друг на друга и изменение, усовершенствование одного из них влечет за собой изменение двух других технологических составляющих (см. схему). Для иллюстрации этого явления совершим небольшой экскурс в историю развития техники.

Любая технология включает в себя описание последовательности действий, способов деятельности, а также инструменты и оборудование, необходимые для достижения нужного результата.

В своей практической деятельности человек использует инструменты и оборудование. Инструменты – это устройства, необходимые для изменения или создания объекта, например иголка, отвёртка, ножницы. Оборудование – это машины, механизмы и устройства, используемые человеком в своей преобразующей деятельности, например сверлильные станки (рис. 4, а), швейные машины (рис. 4, б). Иногда для обозначения инструментов и оборудования используют слово «техника». Таким образом, техника – это инструментальное обеспечение технологий. Техника окружает нас повсюду: и дома, и в школе, и на улице.

http://img.stroycata1og.ru/img/sverlilnij-stanok-kalibr-s-tiskami-550-vt-16-mm-9-skorostej-2.jpghttps://images.ru.prom.st/631768129_w640_h640_dragonfly-shvejnaya-mashina.jpg

Рис. 4. Оборудование: а – станок сверлильный; б – швейная машина

Самое древнее каменное орудие рубило (рис. 5). Для его изготовления первобытный человек брал кусок кремня или кварца (обрабатываемый материал) и, нанося удары (процесс обработки) другим камнем (инструмент), оббивал заготовку рубила так, что одна ее сторона заострялась. Оббивка производилась на весу, вручную. При этом мастерство выполнения обработки (удара) опережало в своем развитии и качество инструмента (обычный камень), и уровень приспособления для закрепления заготовки (отсутствующего на тот момент).

Рис. 5. Оббивка каменного орудия и каменные инструменты

          В дальнейшем усовершенствованный процесс обработки «потянул» за собой отстающие составляющие технологии: с помощью рубила было изготовлено приспособление для крепления детали (подобие тисков), которое, по-видимому, выглядело как расщеп в каком-нибудь дереве. Это позволило освободить руку. Теперь человек мог взять в нее специально изготовленный инструмент отбойник, который сделал оббивку более точной. Внедрение в практику нового инструмента (рубила) и технологического приспособления (зажима) повлекло за собой усовершенствование процесса обработки, так как более эффективный инструмент в сочетании с зажимом требовал иного способа нанесения ударов по заготовке.

        На рисунке 6 мы видим еще одно свидетельство технологической мысли древности, где также присутствуют все основные составляющие технологии: приспособление рычаг 1, с помощью которого древний человек обрабатывал камень-заготовку 2, вручную раскачивая оправку с кремниевым инструментом 3.

Рис. 6. Древнее приспособление для резки камня: 1 нажимной рычаг; 2 заготовка; 3 оправка (совершает качательное возвратно-поступательное движение)

Кроме инструментов и оборудования, управляемого людьми, широко используются и автоматические устройства, которые работают без участия человека по программе, заданной человеком. Примером устройства с автоматически выполняемыми функциями является электроутюг (рис. 7, а). Он сам отключается от электрической цепи, когда его температура достигает определённого значения, которое заранее задаётся человеком. Более сложной автоматической системой является машина, управляемая встроенным компьютером, например посудомоечная машина (рис  7, б). Она действует без вмешательства человека по программе, созданной человеком. Автоматическими устройствами с компьютерным управлением являются роботы (рис. 7, в).

https://60.img.avito.st/208x156/8410918060.jpghttps://ww3.cad.de/foren/ubb/uploads/michel01/robot_with_gripper.gif

Рис. 7. Автоматические устройства:

а – утюг; б - посудомоечная машина; в – робот

Помимо технических устройств, люди создают технические сооружения: плотины, дороги, мосты. Мы живём в мире, наполненном техническими устройствами, техническими сооружениями и техническими системами, которые нужны для удовлетворения потребностей людей. Всё это создано не природой, а человеком. Именно этот мир и составляет техносферу.

После выявления потребностей человека, группы людей или всего общества в чём-либо необходимо организовать производство. Изготовление изделий или информации оных продуктов осуществляется с помощью технологически систем.

Слово «система» сейчас используется очень широко. Технологическая система состоит из связанных друг с другом частей, деталей, элементов, с помощью которых можно организовать технологическим процесс изготовления изделий. Схема технологического процесса представлена на рисунке 8.

http://umelye-ruchki.ucoz.ru/tekhnologija/skhema_tekhnologicheskogo_processa.jpg

Рис. 8. Схема технологического процесса

На вход технологической системы подаются необходимые материалы, энергия и информация, а на выходе получается интересующая нас продукция.

Технологические системы бывают различной сложности. Простой технологической системой является кофемолка (рис. 9). На вход этой системы подаётся кофе в зёрнах, электрическая энергия и информация о включении кофемолки человеком, когда он нажимает кнопку пуска. Система содержит электродвигатель, который заставляет вращаться нож, размалывающий зёрна кофе. На выходе получается молотый кофе.

Рис. 9. Кофемолка

Более сложной технологической системой является швейная машина, ещё более сложной системой с компьютерным управлением — стиральная машина.

Можно считать сложной технологической системой завод или фабрику. На вход этой системы подаются необходимые для производства материалы и энергия, а также информация от людей, управляющих этим производством. На выходе получают ту продукцию, для изготовления которой был построен завод. Чтобы облегчить труд людей, на современном производстве широко используются автоматы, в том числе с числовым программным управлением и роботы.

Автоматизация производства важна не только из того, что она облегчает труд людей. При её использовании  также проще добиться того, чтобы результаты производства удовлетворяли определённым требованиям, которые называются стандартами. Стандарты определяют, например, размеры изготовленных деталей, которые должны быть одинаковыми, чтобы можно было заменить одну деталь другой во время ремонта. Кроме того, существуют экологические стандарты, защищающие природу и человека от вреда, который может нанести производство.

Полезная информация

Экологические стандарты определяют допустили количество загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и уровне вредных физических воздействий на неё.

После производства нужных людям изделий необходима их реализация на рынке товаров и услуг. Для того чтоб сообщить людям о созданных изделиях и их достоинствах, широко используется реклама (от лат. гесlатаге «выкрикивать»).

 

Основные понятия и термины:

Исследовательская и преобразующая деятельность, технология, материальные, информационные, энергетические и социальные технологии, техническая сфера, техносфера, инструменты, оборудование, технологическая система, техника, автоматическое устройство, экологический стандарт, реклама.

Вопросы и задания

1. Чем отличаются друг от друга исследовательская и преобразующая деятельность?

2. Расскажите о техносфере. Приведите примеры объектов, входящих в неё.

3. Что такое технологическая система? Приведите примеры технологических систем.

4. Каково основное назначение рекламы? Приведите примеры рекламируемых изделий или продукции в спортивной сфере.

5. Какие достижения техники и технологий XX века вы считаете самыми значимыми для человечества?

 

Задание 1

Найдите в Интернете сведения о том, с последствиями каких технологий, отрицательно влияющих на природу, борется сейчас весь мир. Предложите пути решения этих проблем.

Задание 2

Подумайте, какие технологические системы могут использоваться на телевидении. Найдите сведения о них в Интернете. Объясните действие одной из таких технологических систем на основе схемы, представленной на рисунке 9.

 

 

Категория: Технология 6 класс | Добавил: ИрЮр (20.11.2020)
Просмотров: 8727 | Теги: система, технологическая | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:10:55

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz