Вторник, 16.04.2024, 15:28
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (11+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Технология 5 класс [40]
Технология 6 класс [43]
технология 7 класс [38]
Технология 8 класс [59]
Часы


Установи часы правильно

Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2312
Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Технология 5 класс

§ 16. Выжигание по дереву.

§ 16. Выжигание по дереву

 

Видели ли вы когда-нибудь изделия, которые украшены выжиганием? На что, на ваш взгляд, похоже выжигание? Как вы думаете, с какими известными вам декоративными техниками может сочетаться выжигание?

Среди многих художественно-прикладных ремёсел, связанных с обработкой древесины, особое место занимает художественное выжигание доступный и интересный вид декоративного творчества. Художественное выжигание применяют для отделки предметов различного назначения: мебели, посуды, женских украшений, сувениров.

Выжигание это своего рода рисование, только вместо карандаша используется ручка с электрическим пером.

Выжигание (пирография) – самый древний традиционный способ декорирования изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда человек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде темного обугленного места: точки, пятна или линии.В старину рисунок на древесине выжигали металлическими стержнями, разогретыми на огне.

        Техникой выжигания в древности украшали детали архитектуры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п.

         И в настоящее время выжигание по дереву применяется для декоративной отделки изделий. Выжигание хорошо сочетается с другими способами художественной обработки древесины: с выпиливанием лобзиком, раскрашиванием, росписью и резьбой по дереву. Выжигать можно не только на плоских поверхностях, но и на объёмных и точёных предметах из древесины.

https://i.pinimg.com/736x/40/37/9a/40379a6040479298135b0c32a8a08f23.jpg  

      Продумай, какой рисунок или орнамент ты хочешь выжечь на изготовленной разделочной доске, полочке для дисков, подставке для ручек и карандашей или на своём проектном изделии из древесины. Если необходимо, то поищи подходящий рисунок в Интернете, например:

http://knittochka.ru/wp-content/uploads/1-345.jpg       

В художественном выжигании существует два направления плоское и глубокое выжигание.

Плоское выжигание отличается тем, что изображение и фон находятся на одном уровне заготовки, а выразительность рисунка (изображения) достигается разнообразием штрихов, контурных линий, точек, затенений.

При глубоком выжигании рисунок остаётся на уровне плоскости заготовки, а фон углубляется.

https://i.pinimg.com/474x/30/1b/db/301bdbd57573901dcdff99f1d1c29e0b--harry-potter-more-pyrography-ideas.jpg?nii=t

Панно, выполненная в технике глубокого выжигания

Работу выполняют следующим образом: вокруг рисунка электровыжигателем делают две канавки, одна будет соприкасаться с фоном, другая с рисунком, таким образом, получается узкая кайма, указывающая границы рисунка с фоном. Затем фон углубляют различными штрихами, как бы срезая кусочки древесины, стараясь, чтобы поверхность фона была гладкой. Углубив, таким образом, фон, переходят к формированию рисунка и окончательной отделке.

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах – пирография и пиротипия. Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир – огонь, графо – писать, рисовать).

Пирография

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пирографии выполняют специальным  электрическим прибором для выжигания, который называется электровыжигателем. Он состоит из корпуса 3, соединительных проводов 5, нагревательного наконечника (пера) 2, закрепленного в пластмассовой ручке 1. Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 4.

     

Прибор для выжигания по дереву (электровыжигатель): 1 рукоятка; 2 наконечник; 3 корпус; 4 регулятор нагрева наконечника; 5 электрический шнур

      Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, который при прохождении по нему электрического тока накаляется. В комплекте выжигателя может быть набор переменных наконечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков.

        При соприкосновении раскалённого наконечника выжигателя с древесиной её поверхностный слой подгорает, принимая жёлто-коричневый оттенок.

https://spkubani.club/files/2d3/2d3713d7ce545801e9000634b6b5b9fd-fit-400x400.jpg

       Кроме проволочных выжигателей, при массовом производстве одинаковых изделий широко используют стержневые выжигатели (внизу, рис. а). Они имеют набор переменных штампов (стержневых насадок, рис. б), с помощью которых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. в).

      Самый подходящий материал для выжигания светлая мелкопористая древесина, имеющая однородное строение. Это древесина липы, берёзы, тополя, ольхи и каштана. Материал для выжигания должен быть сухим, без сучков, трещин, грибных повреждений и других пороков. Выбор цвета древесины зависит от предполагаемого рисунка.

        Лучше всего подходят для выжигания мягкие породы древесины тополь, ольха, липа, а также берёзовая фанера. На поверхности же твёрдых лиственных пород древесины (дуба, ясеня и др.) мягкие слои чередуются с твёрдыми. Древесина этих пород имеет светлую однородную структуру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливаются, а рисунок приобретает четкость и выразительность. А у хвойных пород (сосны, ели) есть смолистые слои, из-за чего очень трудно получить при выжигании линии одинаковой окраски.

      Перед выжиганием заготовку необходимо подготовить: деталь или изделие хорошо просушивают, так как влажная древесина при выжигании коробится. Сначала её обрабатывают столярными инструментами, зачищают напильниками и шлифовальной шкуркой средней зернистости. Затем поверхность очищают щёткой. Можно слегка постучать по обратной стороне заготовки, чтобы убрать мелкие частицы абразива, и снова очистить щёткой.

         Перед тем как приступить к выжиганию изделия, следует потренироваться в выжигании прямых и кривых линий различной толщины на небольших кусках фанеры.

Техника выжигания раньше была несложной: орнамент наносили наповерхность раскаленным железным писаком (теперь для отделки используют электровыжигатели). Основными орнаментальными мотивами были разнообразные сочетания преимущественно прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. а). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде деревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. б).

https://ilovehandmade.ru/wp-content/uploads/2019/07/ae9c728d4aa13c400376ab2578d5ef20.jpg

Орнаменты для выжигания: а – геометрические; б – растительные

         Рассмотрим технологию выжигания на примере панно, изображённого ниже.

Декоративное панно, полученное выжиганием на фанере

        1.  Первоначально поверхность фанеры шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой вдоль волокон древесины.

       2.  Затем на фанеру переводят рисунок с помощью копировальной бумаги. Чтобы лист бумаги с рисунком не смещался во время копирования, его прикрепляют к фанере кнопками или прижимают каким-либо тяжёлым предметом. Если на рисунке есть прямые линии, то их лучше проводить по линейке.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят карандашом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисунка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерокса рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом – с помощью копировальной бумаги – на заготовку. Калькаэто прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или другое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заготовку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов. При этом необходимо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.

Копирование рисунка на лист фанеры: 1 фанера; 2 копировальная бумага; 3 рисунок

http://iessay.ru/public/page_images/6951/!5.jpg

         3.  После этого приступают к выжиганию. Рукоятку электровыжигателя держат в руке как карандаш при обычном рисовании. Рука устойчиво опирается на изделие.

 Выжигание рисунка на фанере

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для работы, а руки – свободно расположенными на столе. Детали изделия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/1%20(265).jpg

Рабочая поза при выжигании

При выжигании быстро устают глаза, поэтому каждые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пером держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий – так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устойчиво и надежно лежать на столе.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/1%20(266).jpg

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис.ниже).

http://iessay.ru/public/page_images/6951/!6.jpg

Способы выжигания: а – точками; б – линиями; в – комбинированный

Самым простым способом является выжигание точками (рис. а). Точки образуются благодаря легким прикосновениям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и расстоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоянии одна от другой, образуются линии, которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. б). Сочетанием первых двух способов выжигания выполнен рисунок в . Такой способ называют комбинированным.

        Сначала выжигают внешний контур рисунка, а затем переходят к внутренним элементам.

           Чтобы выжечь тонкую линию, наконечник элекгровыжигателя быстро и без сильного нажима перемещают по поверхности. Для получения толстой линии наконечник ведут медленно. Однако если наконечник перемещать очень медленно, то края выжженных канавок обугливаются, что недопустимо. Ни в коем случае не следует спешить, так как ошибку при выжигании исправить очень трудно. Выжигание выполняют то в одной части рисунка, то в другой, чтобы древесина не перегревалась.

Меняя перо на более толстое или тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глубины. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщенных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные линии могут иметь одинаковую толщину (рис. ниже, а). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. б).

http://iessay.ru/public/page_images/6951/!7.jpg

Контуры выжигания: а – линиями одинаковой толщины;
б – линиями разной толщины

 При выполнении сложного изображения с большим количеством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно пользоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизонтальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Пиротипия

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир – огонь, типос – оттиск, отпечаток). Эта техника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнаментальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/!8.jpg

Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Используя стержневой выжигатель, выжженное изображение формируют с помощью штампования, то есть рисунок образуется сочетанием выжженных отпечатков одного или разных штампов.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/!9.jpg

Образование изображения штампованием: а – разными штампами;  б – накатками

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого выжигатель со штампом ставят перпендикулярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, можно получить необходимую расцветку рисунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для достижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фанеры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего используют при изготовлении большого количества одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность ускорить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией образуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. ниже).

http://iessay.ru/public/page_images/6951/1%20(270).jpg

Сочетание пиротипии и пирографии

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тщательным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлифка, очень осторожно, вдоль волокон древесины, чтобы не повредить мелких штрихов и линий и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием. Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/1%20(269).jpg
       Отделка изделий пирографией с раскрашиванием

                   

      Для раскрашивания изделия часто используют акварельные краски, которые наносят мягкой кистью. Раствор краски не должен быть густым, чтобы не закрывать текстуру древесины. Краску берут на кисть понемногу, иначе она будет растекаться за пределы окрашиваемого участка рисунка. Для раскрашивания небольшого рисунка применяют фломастеры.

         Выжигание можно сочетать с окрашиванием рисунка в различные тона с помощью морилки.

          Завершающим этапом после раскрашивания или тонирования рисунка является отделка изделия лакированием, при этом рисунок становится более ярким, а изделие дольше сохраняется..

Развитие компьютерных технологий дает возможность использовать для отделки изделий выжиганием современные достижения техники. Самой известной является лазерная технология, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом – лазером.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/230x0-1%20(271).jpg

Рисунок, выжженный лазером

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заготовками используют настольные лазерные аппараты. Они имеют относительно малые размеры, оборудованы небольшим рабочим столом для крепления заготовок (400×400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

http://iessay.ru/public/page_images/6951/1%20(272).jpg

Настольный лазерный аппарат

Правила безопасной работы

  1. Электровыжигатель можно включать в сеть только сухими руками, держась за корпус вилки.
  2. Работы по выжиганию проводить при наличии на рабочем месте вытяжной вентиляции или только в хорошо проветриваемом помещении. Нужно часто проветривать помещение, в котором работают электровыжигателем.
  3. Электровыжигатель включать только с разрешения учителя(родителя). Перед включением необходимо убрать с рабочего места все посторонние предметы. Во время перерывов в работе не оставлять электровыжигатель включённым.
  4. Во время работы не наклоняться низко над изделием, сидеть прямо, дышать только носом. Берегите руки и одежду от касания пера!
  5. Нужно следить, чтобы перо выжигателя было нагрето до темно-красного цвета. При необходимости следует отрегулировать температуру прибора с помощью регулятора. Нельзя проверять степень нагревания пера пальцами рук на ощупь
  6. Чтобы не уставали глаза, каждые 15-20 минут делать небольшие перерывы для отдыха. Прибор необходимо выключать из электросети на 2...3 мин.
  7. Оберегать руки и одежду от раскалённого наконечника.
  8. Нельзя оставлять прибор включенным даже во время кратковременных перерывов.
  9. Разогретый наконечник выжигателя или штамп следует класть на огнеупорную подставку.
  10. Необходимо следить за степенью нагревания наконечника прибора и своевременно регулировать его температуру.
  11. После окончания работы выжигатель нужно выключить из электрической сети, вынуть шнур из розетки, держась за корпус вилки, и дать прибору остыть.

Полезные советы

  • Выжигание начинайте на отходах фанеры. Отрегулируйте накал иглы!
  • Освоение техники выжигания начинайте с выжигания точками. Чередуйте глубину, цвет и размер точек.
  • Затем приступайте к выжиганию прямых и волнистых линий вдоль, поперёк и под углом к волокнам. Не останавливайте иглу на одном месте!
  • Штриховку фона начинайте поперёк, затем вдоль и под углом к волокнам. Штриховку выполняйте короткими штрихами, не нажимая сильно на иглу. Затем отработайте технику перекрёстной штриховки.

 

Практическая работа    "Отделка изделий из древесины выжиганием"

  1. Подготовь рабочее место для выжигания, а также рисунок, копировальную бумагу, карандаш, электровыжигатель, лак, кисти.
  2. Рассмотри изделия: разделочную доску, подвеску для отрывного календаря, полочку для лазерных дисков, подставку для ручек и карандашей, полочку для цветов или изготовленное вами изделие; определите место расположения рисунка для выжигания.
  3. Зачисти поверхность мелкозернистой шкуркой.
  4. Закрепи рисунок с копировальной бумагой на поверхности изделия и обведи его контуры карандашом или шариковой ручкой без пасты (чтобы не загрязнить рисунок).
  5. По скопированному рисунку выполни выжигание:
  6. Разметь и выжги ряд одинаковых точек по прямой линии, по дуге, по кругу.
  7. Разметь и выжги прямые и волнистые линии, круг.
  8. Разметь и выжги круг. Выполни тонировку образованного круга с помощью точек.
  9. Зачисти вторично поверхность мелкозернистой шкуркой
  10. Раскрась рисунок, если это необходимо.
  11. Выполни лакирование поверхностей изделия. Не забудь сфотографировать сделанное изделие и поместить его фотографию в портфолио.
     

Задание:

Найди информацию, какие виды декоративно-прикладного творчества распространены в районе твоего проживания. Найдите в Интернете рисунки для декорирования ёлочных игрушек, изготовленных из фанеры. Сделайте эскизы ёлочных игрушек, которые можно украсить художественным выжиганием.

Новые слова и понятия

Выжигаиие, выжигание, электровыжигатель, комбинированное выжигание, лазерное выжигание, пирография, пиротипия, художественное выжигание, плоское и глубокое выжигание, штриховка фона.

Проверяем свои знания

  1. Что такое выжигание по дереву?
  2. С чем можно сравнить художественное выжигание? Почему?
  3. Почему не рекомендуют выжигать на хвойных породах древесины?
  4. Как называется прибор для выжигания, из каких основных частей он состоит?
  5. Каким образом рисунок для выжигания переносят на поверхность изделия?
  6. Чем пиротипия отличается от пирографии?
  7. Как получают тонкие и толстые линии при выжигании?
  8. В чём отличие плоского выжигания от глубокого?
  9. Что произойдёт, если долго на одном месте держать раскалённый наконечник электровыжигателя?
  10. Почему во время выжигания нельзя близко наклоняться над изделием?
  11. Расскажите об основных правилах безопасной работы с электровыжигателем.

 

 

Категория: Технология 5 класс | Добавил: ИрЮр (21.11.2020)
Просмотров: 3727 | Теги: по дереву, выжигание | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:15:28

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz