Волшебное искусство силуэта - Вырезанки, Киригами - Бумага - Каталог статей - УМЕЛЫЕ РУЧКИ - Поделки своими руками
Суббота, 10.12.2016, 04:13
УМЕЛЫЕ РУЧКИ – Поделки своими руками (12+)
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Снежинки [58]
Оригами [39]
Квиллинг [42]
Вырезанки, Киригами [85]
Пергамано [11]
Изготовление цветов [53]
К Новому году [23]
Поделки из бумаги [137]
Поделки из газет [22]
Поделки из картона [23]
Часы
Мини-чат
Релаксация
Аквариум поможет расслабиться. Просто любуйтесь и наслаждайтесь. Никуда нажимать не надо
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1989
Главная » Статьи » Бумага » Вырезанки, Киригами

Волшебное искусство силуэта

Житель Ленинградской области Александр Дьяченко собрал коллекцию книг с силуэтными обложками. А есть ли в России галереи и музеи силуэтного творчества? Пока нет, ведь такие музеи существуют пока лишь в нескольких зарубежных странах и имеют специализированный характер. А ведь вечное искусство силуэта так прекрасно, в нем столько тайны и романтики, что оно вполне заслуживает своего музея.

ПОТОМОК ЧЕРНОЙ КЛЯКСЫ


Искусство силуэта имеет древние традиции. Интересно, что первобытные люди не называли силуэтные изображения искусством. Для них черные и красные абрисы на стенах пещер были инструментом диалога с богами, частью языка молитв и просьб, адресованных природе. Считалось, что нарисованные на стенах пещер черный буйвол или красная самка оленя могли отвратить бурю и сделать охоту удачной.



Очень древняя силуэтная традиция существует в Китае. Классический китайский силуэт – это композиция, тонко вырезанная из бумаги. В восемнадцатом веке этот вид искусства пришел в Европу и дал жизнь целой волне силуэтной моды.
Шло время, и искусство силуэта стало светским, приобрело аристократический лоск. Оно прошло весь путь эволюции художественных стилей. Есть силуэты в стиле готики, барокко, классицизма, романтизма и эклектики. Целую галерею силуэтных шедевров оставили нам модерн и конструктивизм. Мода на гравюру на линолеуме, пришедшая к нам на рубеже 1950-х и 1960-х гг., также породила множество интересных произведений силуэтной графики.




БОЯЗНЬ ЧЕРТОВЩИНЫ

Но так ли часто мы видим силуэты в журналах, на телеэкранах, в произведениях афишного и плакатного искусства? Да нет же, нечасто…Художники и кинематографисты словно сговорились поражать нас пестрыми сочетаниями цветов и оттенков, воздействовать на нас скорее физиологически, чем эстетически…Сколько раз мы слышали от молодых мам такую фразу: "Купила малышу большую книгу сказок. Главное, все там такое красочное…"
Ну, хорошо, это прекрасно, что иллюстрированных книг выпускается все больше и больше, и что у мам больше возможностей порадовать детей. Однако, разве многоцветье и яркость – главное? Ведь неприглядные на первый взгляд тени завораживали детей своей таинственностью и магией, будоражили фантазию и уводили в мир снов и сказок… А мастерски выполненные черной тушью силуэты – это настоящие вершины творчества. Среди поклонников силуэтного искусства Пушкин, Андерсен, Виктор Гюго и даже Маяковский. Все созданные ими силуэты были одноцветными.




В ГОСТЯХ У ЧЕРНОГО КОТА

Французский художник-силуэтист Теофиль-Александр Стейнлен имел сразу две фамилии. Уже в зрелом возрасте он перевел свою немецкую фамилию на французский язык и стал называться Птитпьер (маленький камушек). Но важно и другое. У него сформировалось как бы два разных обличья. В нашей стране о нем писали как об оформителе рабочего гимна - Интернационала, а не как о создателе мрачноватых фантазий и апологете ужасного и трагического.
Ни разу не побывав в Петербурге, Стейнлен стал для деятелей культуры города на Неве в высшей степени важной фигурой. Можно без преувеличения сказать, что без влияния Стейнлена силуэтная графика Петербурга – Петрограда пошла бы по другому пути. В годы Первой мировой войны петроградские журналы наперебой публиковали карикатуры и социально ангажированные рисунки в стейнленовской манере.
Между тем романтического швейцарца интересовала мистика, непознаваемое и интуитивное. А отсюда один шаг до силуэта. Самый известный образ, вышедший из под его пера – это силуэт черного кота, завоевавший поистине фантастическую популярность не только во Франции, но и за ее пределами. Это таинственный персонаж, с которым во Франции связана особая мифология.
В 1887 году парижанин Родольф Сали создал кабаре под названием "Черный кот", и Стейнлен стал штатным оформителем этого кабаре. Из-за обилия литературных знаменитостей, которые посещали это заведение, оно было весьма популярно в 1880-е годы прошлого столетия. На стене висел лозунг: "Ведите себя как современные люди!" Это означало: много шутить, много смеяться, забывать о жизненных тяготах. Гостям предлагали поистине диковинное для того времени зрелище - театр теней с электрической подсветкой.
Родольф Сали был душою кабаре. Его любили, над ним посмеивались, от него ждали новых придумок и затей. А ведь он сменил несколько профессий, так и не найдя себя. Может быть, искрометный юмор был его главным талантом. Черный кот, являющийся, как известно, символом несчастья, неожиданно стал для Сали счастливым талисманом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Стейнлен получил задание "растиражировать" этого кота, поместить его изображение на салфетки, занавески и другие имеющиеся в кабаре предметы. Стиль этих вещей постепенно приобретал единство и цельнооформленность, закреплялся в сознании парижан.
Завсегдатаем Кафе стал известный писатель-юморист Альфонс Алле, выступления которого пользовались большим успехом.Но этот уникальный мир остряков и балагуров был бы иным, если бы не шануарескный стиль. Афиша с силуэтом черного кота обладала поистине магической силой. Зрители видели в нем не то черного сфинкса, не то черта. Художник быстро вошел в число крупнейших парижских плакатистов и приобрел колоссальную известность.

КРУЖОК "МИР ИСКУССТВА"


В 1898 году в Петербурге возникло объединение "Мир искусства" –кружок талантливых и образованных людей, стремившихся создать особую атмосферу общения, проникнутую любовью к мировой культуре. Самыми известными силуэтистами среди мирискусников считаются Георгий Нарбут и Елизавета Кругликова. Замечательные композиции создавал Мстислав Добужинский. Талантливые силуэты выходили также из-под пера Александра Бенуа и Анны Остроумовой-Лебедевой.
Почти все мирискусники пытались изображать Петербург. Но это были довольно странные рисунки. Силуэтный город в них не всегда отличался точным сходством с реальным Петербургом. Художники стремились создать причудливый иероглиф вместо узнаваемых городских очертаний.
Знатоки города заметили это и рано поняли, что главное для мирискусников – эстетические законы, а не краеведческое правдоподобие. Но все "мирискуснические" силуэты были очень красивы. Художники активно брали из арсенала западного искусства дежурные образы и аллегории. Например, черного ворона, придуманного Эдгаром По, мрачноватые средневековые силуэты рыцарских замков, абрисные цепи пирамид. В те годы рождался колониальный дизайн и очень модной была тема силуэтной пальмы - символа экзотики. Русская и зарубежная культура оказались тесно сплетенными в мирискусническом силуэте.

ДЕКУПАЖИСТ – ЗНАЧИТ "ВЫРЕЗАЛЬЩИК"


На рубеже 1950-х и 1960-х годов в СССР наметилась мода на творчество Анри Матисса. Художника уже не было в живых, но его яркая гамма и необычные приемы композиции притягивали любителей искусства во всем мире. В СССР его творчество связывалось с ветром перемен эпохи оттепели, он был символом авангарда, пришедшего в СССР после долгого периода культа личности.
Этот художник был страстным вырезальщиком из бумаги. Его изображения на первый взгляд казались грубоватыми, словно он режет не из цветной бумаги, а из металла, да еще тупыми ножницами. Таких художников называли декупажистами (в перенводе с французского – вырезальщиками).
Для Матисса были очень важны традиции стран Востока и Африки. Особенно увлекались художники его поколения африканской скульптурой. Постепенно черные фигуры с острыми контурами проникли и в живопись, и в книжную графику. Очень интересно, что силуэты в африканском стиле появлялись на обложках и страницах книг, которые не имели никакого отношения к Африке. Это еще одна неразгаданная тайна притягательности силуэтного искусства.


СИЛУЭТЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ


В дореволюционной России силуэт занимал достойное место. В этой технике работали выдающиеся художники и мастера декоративно-прикладного искусства. Кризис в искусстве классического силуэта наступает по мере угасания активности объединения МИР ИСКУССТВА, в котором работали такие выдающиеся силуэтисты как Г.Нарбут и М.Добужинский. После октября 1917 года активизируются противники мирискусничества, которые связывают это направление с декадентством.

Почти отринув классический силуэт, революционное искусство подняло на щит конструктивистско-формотворческие аспекты силуэтной графики. В двадцатые годы силуэт в СССР начал превращаться в искусство эмблем и политических символов. Были попраны многие основополагающие принципы силуэтного искусства – его романтический характер, элегическая направленность, историческая связь с Грецией и Китаем.

Начиная с середины тридцатых годов ХХ века советские силуэтисты все чаще выполняли социальный заказ по созданию упрощенных стилизованных эмблем. Талантливые мастера при этом часто творили для себя, не надеясь ни выставить свои работы, ни опубликовать их. В печати и на обложках книг чаще всего воспроизводились силуэты Ленина. Горького и Маяковского, а в период культа личности – золотые абрисы Сталина.





ПОПЫТКА ВОЗРОЖДЕНИЯ





За благородное дело возрождения традиций силуэта и взялась группа энтузиастов, которую возглавила жительница Москвы Лариса Львовна Руденко – преподаватель, щедро отдающий энергию своего сердца ученикам, человек разносторонних дарований. Именно благодаря энтузиазму людей, любящих силуэтное искусство, на базе школы имени А.С.Пушкина осуществляются сразу несколько проектов. В этой богатой на талантливых учеников школе созданы театр теней и студия "силуэтно-вырезальщицкого" искусства. Эта студия – настоящая школа тонкого эстетического вкуса. Дети учатся вырезать из бумаги силуэтные композиции под руководством талантливого художника Андрея Игоревича Нечаева.
Итак, начало возрождению силуэтной традиции положено. Поневоле напрашивается мысль и о необходимости возрождения домашних теневых театров. Старинные письма и дневники, дошедшие до нас из далекого девятнадцатого века, говорят о том, что порой совместная организация домашнего теневого театра оказывалась способна сблизить членов любой семьи, помочь им забыть горести и обиды.





Получается, что силуэт отнюдь не умер. Но в целом для возрождения этого забытого направления в искусстве нужны новые культурные инициативы. Лекции и выставки, спектакли теневых театров, новые книги о силуэтном искусстве и появление сетевых материалов о силуэте – все эти виды деятельности энтузиастов уже сегодня находят определенный отклик у москвичей и петербуржцев, да и у жителей других городов.





Источник



Категория: Вырезанки, Киригами | Добавил: ИрЮр (26.12.2010)
Просмотров: 5381 | Теги: бумага, силуэт, вырезанки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Гость



Группа:
Гости
Время:04:13

Уважаемый Гость, мы рады видеть Вас на сайте! Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Друзья сайта
Облако тегов
Здесь есть всё!
Погода
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Календарь